Фрейд считал, что в детстве развитие ребенка идет двумя путями. Первый предполагает, что Эго и (позднее) Суперэго развиваются на основе Ид. Маленький ребенок постепенно формирует ощущение «себя» и позднее усваивает родительские ценности как Суперэго. Второе главное утверждение Фрейда заключалось в том, что «сексуальная жизнь начинается отнюдь не в пубертатном возрасте, она берет свое начало с четких проявлений, возникающих вскоре после рождения» (Freud, 1939). Это значит, что маленький ребенок не чист и невинен, а подвержен действию тех же инстинктов (сексуального и агрессивного), что и взрослые люди, а главное различие между ними заключается в способе, с помощью которого эти инстинкты удовлетворяются. Эти два положения, разумеется, взаимосвязаны. Феничел (Fenichel, 1946, р. 34) напоминает нам, что, с точки зрения Фрейда, новорожденный младенец по сути своей воплощает Ид, требуя тотального и немедленного удовлетворения всех своих инстинктивных желаний. Фрейд (Freud, 1923/1955) постулировал, что в первые годы жизни сексуальный инстинкт удовлетворяется с помощью оральных контактов с предметами: исследование, сосание и позже кусание соска, а в действительности, и всех других предметов, попадающих в руки ребенка. Фрейд и другие психологи (особенно Abraham, 1952) позднее разделили оральную стадию на две фазы: 1) включающую оральное соединение, или сосание, и 2) включающую оральный садизм, или кусание.

Фрейд считал, что вслед за оральной фазой фокус сексуального удовлетворения перемещается в область ануса во время приучения пользования горшком. Предъявление родителям «подарков» (или, напротив, удерживание испражнений) на этой стадии — первая реальная возможность ребенка поупражняться в контроле над своим окружением, и считается, что испражнения имеют сильные символические связи с деньгами, детьми и пенисом. Выражения типа «вонючий богатей», «презренный металл», «мешок с деньгами», «где грязь, там и деньги» требуют, в конце концов, объяснения.

Пенис и клитор оказываются в фокусе либидо во время фазы, которая известна как «фаллическая», однако в возрасте пяти лет мальчики испытывают «Эдипов комплекс» и «комплекс кастрации» — предположительно наиболее важное и травмирующее событие в жизни. Эдипов комплекс назван так по имени эпического героя пьесл Софокла, который, сам не ведая того, убивает своего отца и совершает инцест со своей матерью. Этот комплекс возникает, когда маленький мальчик стремится к сексуальному обладанию своей матерью и начинает воспринимать своего отца как соперника в борьбе за ее любовь. Наблюдая за девочками, маленькие мальчики обнаруживают, что у девочек отсутствует пенис, и в конечном счете каждый из них приходит к ужасному, но неизбежному заключению, что пенис был отрезан ревнивым отцом в ответ на эти «эдиповы» мысли. Стремясь избежать подобной катастрофы, маленький мальчик будет подавлять все воспоминания о чувствах к своей матери и будет «идентифицироваться» со своим отцом. Идентификация — это форма механизма защиты, при которой происходит объединение с угрожающими объектами, например, моральные ценности отца усваиваются, чтобы сформировать Супер-эго, или стыдливость.

Девочки, конечно, не имеют пениса, и предполагается, что они винят своих матерей за это несоответствие. Они ненавидят свою мать и идентифицируются с отцом, чтобы иметь в своем распоряжении пенис («комплекс Электры»). Пережив эти травмы, оба пола входят в стадию, которая известна как «латентный период, во время которого сексуальная активность не сфокусирована. Это продолжается до тех пор, пока в период полового созревания не появляется нормальная взрослая сексуальность («генитальная фаза»).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...