Вопрос о том, являются черты личности и способности социально детерминированными или на- них существенное влияние оказывают наши гены, в принципе признается одним из самых важных вопросов в психологии. Будучи хорошо исследованным, он рассматривается в работах различного уровня, часть которых относится к началу XX столетия. Итак, почему же так важно понять, влияют ли гены наличность и интеллект? Ответ очень прост. Вы должны были уже усвоить, что существует две школы, разрабатывающие теорию индивидуальных различий. Одна, уходящая корнями в социальную психологию и социологию, утверждает, что среда имеет огромное значение в определении поведения индивидуумов. Крайней формой выражения данной позиции является утверждение, что личность — это не «нечто, находящееся внутри» индивидуума, что она определяетсч суждениями окружающих, которые могут избирательно «видеть» константы поведения другого, не существующие в действительности. Для этих теоретиков наиболее интересным в изучении личности является исследование социального процесса, с помощью которого личностные черты и способности приписываются другим. На каких основаниях я могу решить, что Джон является посредственностью? Какие доказательства должны заставить меня изменить мое мнение? По существу такую же позицию занял Хау (Howe, 1988) по отношению к интеллекту.

Другие исследователи утверждают, что личность и интеллект, по-видимому, имеют некоторые отчетливые связи с биологией нервной системы. Другими словами, они считают, что личность и интеллект представляют собой поведенческие следствия функционирования биологических структур, которые действительно находятся «внутри» индивидуума. Если это так, возникает закономерный вопрос: будут ли эти особенности поведения зависеть от генотипа индивидуумов? Если окажется, что черта в значительной степени определяется генетическими факторами, это будет означать, что данная характеристика действительно находится «внутри» индивидуума и социологические и социально-психологические процессы будут не в состоянии полностью объяснить индивидуальные различия.

Ни один биологически ориентированный теоретик не идет настолько далеко, чтобы утверждать, что среда совершенно не важна для определения поведения — в конце концов, это единственная вещь, которую мы можем изменять. Однако если принять во внимание тот факт, что в некоторых возрастных группах мощность средовых влияний в детерминации уровня некоторых черт составляет всего лишь 25% от мощности генетических факторов, должно быть ясно, что даже значительные средовые манипуляции (специальные школьные программы, улучшенная домашняя обстановка, курсы психотерапии) едва ли будут действительно эффективны в изменении индивидуальных черт. Тем не менее другие характеристики (те, которые имеют небольшой генетический компонент или вообще не имеют такового) могут быть значительно изменены средовыми вмешательствами.

Многие люди, по-видимому, полагают, что, если на личность влияют генетические факторы, все члены одной семьи будут очень похожи друг на друга. Конечно, это не так. Принято считать, что интеллект находится под влиянием множества генов, каждый из которых передается случайным образом от одного и другого родителя, и даже если черта действительно имеет генетическую основу, весьма вероятно, что будет иметь место существенное разнообразие между членами семьи. Некоторым детям может «повезти», и у них интеллект и социабельность достигнут высоких уровней развития и т.д., несмотря на то, что родители не отличаются выдающимися проявлениями этих характеристик.

Прежде чем приступить к анализу фактов, полезно вглянуть на политические последствия как экстремально средовой позиции, так и крайнего генетического детерминизма. Это может прозвучать довольно странно в психологическом тексте. Однако в целом споры по поводу противопоставления наследственности и среды становятся все более политизированными и эмоциональными.

Смотрите также

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...