Введение
До сих пор мы рассматривали только стабильные личностные характеристики и высказали предположение, что черты — основные строительные блоки личности и способностей — это более или менее устойчивые особенности индивидуума. Обилие доказательств, которые связывают черты личности и способностей с биологией нервной системы (в частности, работы по времени опознания и по времени реакции; открытие того, что личность и способности имеют значительный генетический компонент, и исследования психофизиологии личности), говорит о том, что этот подход в целом правилен. Нам, кажется, удалось выявить главные характеристики личности и показать, что они являются характеристиками самих индивидуумов в большей степени, чем социальных процессов или ситуаций.
Никто никогда не предполагал, что модель, базирующаяся на выделении черт, — это все, что требуется психологии индивидуальности, поскольку она не охватывает два довольно очевидных типа индивидуальных различий: различия в настроениях* и мотивации.
Эта глава будет посвящена некоторым основным теориям настроения и мотивации. Вопросы, касающиеся способов их оценки, нередко бывают очень трудными, и об этом речь пойдет в главе 19.
К числу главных особенностей как эмоций, так и мотиваций относятся следующие:
• они изменяются во времени;
• они будут изменяться в ответ на изменение ситуации.
Мы можем переживать чувство эйфории (или отчаяния!) после участия в соревнованиях или после оглашения результатов экзамена, чувство страха на безлюдном шоссе или прилив чувства любви в ответ на чей-то добрый поступок — все это примеры настроений.
Мотивация — это то, что толкает нас к действию. Вы помните, какое значение Фрейд придавал сексу, однако другие факторы тоже могут мотивировать нас. Боязнь провала может заставить нас упорно заниматься перед экзаменом. Мучительный голод может привести нас в кухню, когда мы работаем поздно ночью. Однако, когда мы удовлетворили свои сексуальные желания (или сдали экзамены, перекусили), наш интерес к сексу (психологии, пище), вероятно, на время уменьшится. Таким образом, эти мотивацион-ные переменные тоже являются скорее состояниями, чем чертами.
О психологии настроения и мотивации известно значительно меньше, чем о психологии черт личности и способностей, и я полагаю, что для этого есть очень серьезная причина. Измерение черт чрезвычайно полезно во многих областях прикладной психологии, например, для отбора тех претендентов на должность, которые имеют незаурядные способности в какой-то конкретной области, для решения того, кто из индивидуумов с большей вероятностью окажется достаточно стабильным, чтобы справиться со стрессами, находясь длительное время в подводной лодке или в космическом корабле, или для оказания помощи в определении того, станет ли ребенок дислексиком. Знание оценок конкретного человека по основным чертам личности и способностей позволит предсказать, как индивидуум будет себя вести. Однако, как мы отмечали раньше, состояния оказываются и ситуационно-специфичными, и преходящими.
Плохо то, что на состояния может действовать очень большое количество когнитивных переменных. Эмоции, которые вы переживаете, когда незнакомый человек проливает на вас какой-нибудь напиток, будут чрезвычайно варьировать в зависимости от того, верите вы или нет в то, что это была случайность. Мы можем также оценить сам факт переживания стресса и изучить наши возможности уменьшения подобных чувств (например, уход из университета; улучшение навыков распределения времени; обвинение в нереалистических ожиданиях преподавателей, а не самих себя; посещение бара). Различные индивидуумы могут применять разные когнитивные «стратегии преодоления» при столкновении со стрессогенными жизненными событиями, и эти стратегии будут влиять на возникающие в результате настроения (см., например: Folkman, Lazarus, 1980). Таким образом, на состояния влияют как внешние события, так и внутренние процессы (например, стратегии преодоления).
Смотрите также
Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...
Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...
Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...