Большинство психологических тестов измеряет «черты» того или иного рода. Черты — это просто полезные описания обычного поведения индивидуумов. Например, «социабельность», как правило, рассматривается как черта, поскольку лишь немногие люди являются душой общества в один день и настоящими затворниками в другой. Поскольку индивидуумы склонны иметь определенный уровень воциабельности, мы определяем ее как черту. Существует много и других черт.

Задание для самопроверки 11.2

Попытайтесь определить, что из нижеследующего, предположительно, является чертами:

(а) музыкальные способности;

(б) голод;

(в) широта взглядов;

(г) гнев;

(д) хорошие манеры.

Традиционно черты группируют в три класса: достижения; черты, относящиеся к классу способностей; черты личности. Показатели достижений представляют для психологов небольшой интерес. Они измеряют, насколько хорошо индивидуум успевает в oпределенной области, следуя требованиям инструкции. Школьные экзамены — пример тестов достижений. Если дети посещают уроки, читают и запоминают написанное в учебниках, они должны быть в состоянии получить высокую отметку по тесту достижений, базирующемуся на знании. Уровни достижений специфичны для определенной области. Если ученик имеет самый высокий уровень знаний по истории британского общества XIX в., невозможно сказать, знает ли он что-либо о современной экономической теории, истории XVII в. или о чем-либо еще. Все зависит от того, чему его учили. Различия становятся менее отчетливыми на университетском уровне, где от студентов требуется искать ссылки, думать об их применении и приводить логичные убедительные аргументы при написании курсовых работ. В этой ситуации способности, личностные черты, мотивационные факторы также будут играть роль. В таком случае оценка по сочинению будет отчасти измерять достижения, но на нее будут влиять мотивация, способность студентов выразить себя и т.д.

Черты, относящиеся к сфере способностей, связаны с уровнем когнитивной успешности в той или иной области, например, насколько хорошо он может читать географические карты, решать в уме арифметические задачи, разгадывать кроссворды, визуализировать модели, понимать отрывки из прозы или усваивать креативные идеи. Перечисленное касается навыков мышления (в большей степени, чем знаний) либо в той области, которая непосредственно не изучается (например, визуализация форм после их вращения), либо в областях знаний, где, предположительно, каждый мог получить одно и то же обучение (например, научиться читать и понимать прозу). Способности связаны с будущим потенциалом, т.е. с навыками мышления в какой-либо конкретной области, а не с достижениями.

Личностные черты отражают стиль поведения. Такие слова, как «расхлябанный», «пунктуальный», «застенчивый» или «тревожный», описывают, как (а не насколько хорошо) человек обычно ведет себя. Черты — это широкие обобщения, поскольку на наше поведение, очевидно, также влияют и ситуации. Даже самый отъявленный экстраверт вряд ли рискнет пошутить во время похоронной службы. Тем не менее эти черты, как и относящиеся к способностям, могут быть полезны, помогая нам предугадать, каким образом индивидуумы будут вести себя большую часть времени.

Страницы: 1 2

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...