Тем не менее некоторые задания оказываются более полезными по сравнению с другими для сбора информации о способностях конкретного человека. Рассмотрим рис. 16.7. Представьте себе, что кто-то не выполнил задания С и D, но справился с заданиями А и В. Кажется закономерным предположить, что способности испытуемого находятся где-то между 0 и 1, но будет трудно установить точно, где именно, поскольку в этом диапазоне способностей вероятность правильного ответа испытуемого на любые задания в каждом случае очень близко приближается либо к 1, либо к 0. Следовательно, должна быть значительная по величине ошибка измерения, связанная с оценкой способностей в этом диапазоне.

Можно показать, что задания теста, уровни трудности которых более всего соответствуют способностям человека, задания, которые имеют крутые наклоны (т.е. высокие параметры дискриминации) и у которых параметр угадывания оказывается наиболее низким, обеспечивают наиболее полную и точную информацию о способностях респондента. Лорд и Новик (Lord, Novick, 1968) показали, что можно вычислить «информационную функцию задания», статистическую характеристику, описывающую диапазон способностей, для которого каждое задание обеспечивает полезную информацию. Если вы когда-либо захотите вычислить ее, то формула такова:

где левая часть уравнения читается; «информация, полученная с помощью задания i (имеющего показатели дискриминации, трудности и угадывания аi, bi, и сi)при уровне способности г?». Таким образом, если мы установили три параметра задания, мы можем теперь выяснить, насколько вероятно получить какую-либо полезную информацию об определенном уровне способностей. Более того, достаточно легко установить уровень способностей, при котором определенное задание выдает наибольшую информацию о способностях.

Следовательно, если бы мы вычислили информационную функцию для четырех заданий, представленных на рис. 16.7, это показало бы, что ни одно из них не способно дать существенную информацию в интервале от 0 до 1.

Рис. 16.7. Четыре ХКЗ, дающие мало информации о способностях в диапазоне между 0 и 1.

Таким образом, информационные функции заданий являются удобным способом вычисления того, что очевидно из рис. 16.7: чтобы получить точные оценки способностей, требуются сильно различающиеся задания с уровнями сложности, близкими к подлинному уровню способностей человека, проходящего тестирование. Установление уровня способностей человека включает определение того, какие задания (известной трудности и т.д.) он может обычно выполнить правильно и какие ему точно не удастся выполнить. Уровень его способностей находится где-то между показателями трудности этих двух наборов заданий. Отсюда следует, что как очень трудные, так и очень легкие задания скажут нам о подлинных способностях человека немного. Но задания, которые подвергают человека испытанию на пределе возможностей, позволяют нам точно установить,

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...