Убедитесь, что не поддались соблазну проверять нечто незначительное только потому, что это легко сделать. Например, если вы разрабатываете тест для опенки статистических способностей студентов, самый легкий тип заданий, который можно написать, касается формул и определений, например: «Как выглядит уравнение для вычисления стандартного отклонения значений в данной выборке?» Проблема, однако, заключается в том, что преподаватель должен быть заинтересован в проверке того, насколько хорошо студенты понимают и могут применять эти понятия, — повторение определения в подражание попугаю редко оказывается целесообразным. Другой хороший пример — тест, направленный на оценку навыков вождения. Я могу вспомнить, как учил и повторял длину тормозного пути, хотя оказалось, что экзаменаторы никогда не проверяли, знали ли обучающиеся, когда они вели машину, каковы в действительности эти дистанции.

Галликсен (Gulliksen, 1986) опубликовал превосходную, без излишних технических подробностей работу по оценке способностей и достижений. В ней приводится несколько других форм тестовых заданий, и ее прочтение является принципиально важным для любого, кто заинтересован в конструировании тестов в этой области в целом.

Подготовка заданий для личностных тестов

Первый шаг заключается в том, чтобы решить, в каком виде вы хотите получить ответы на ваши вопросы от респондентов. Существует несколько наиболее распространенных форматов. Тест может представлять утверждения, с которыми люди соглашаются, по отношению к которым они нейтральны, или неуверены, или несогласны, например: «Ночью я не могу уснуть, переживая события дня». Вы можете также, подумав, добавить: «совершенно согласен», «совершенно не согласен», однако не используйте больше семи категорий ответа. Если вы применяете такой тип шкалы, всегда используйте в опроснике такие слова, как «согласен//несогласен», а не просто цифры. Если используются меньше, чем три категории, могут возникнуть статистические проблемы. При таком типе заданий попытайтесь выдержать нечетное число выборов, поскольку это гарантирует наличие центрального нейтрального ответа, который нравится тестируемым. С другой стороны, тест может содержать несколько возможных вариантов ответа, например: «На прошлой неделе мои тревоги не давали мне возможности сразу уснуть: (а) ни одного дня, (б) один или два дня, (в) три или четыре дня, (г) пять или более дней».

Старайтесь писать утверждения так, чтобы они были четкими, недвусмысленными и требовали как можно меньше самоанализа. Всегда, когда возможно, вы должны обращаться к поведению, а не к чувствам, как это показано во втором примере предыдущего абзаца.

Обеспечьте, чтобы в каждом пункте был задан только один вопрос. Например, не используйте утверждения такого типа, как: «Временами я чувствовал себя подавленным и пытался совершить самоубийство», поскольку крайне депрессивные люди, которые (совсем) не помышляют о попытке самоубийства, не согласятся с этим утверждением, последнее, вероятно, не то, что предполагается получить.

Старайтесь избегать утверждений, сформулированных в отрицательной форме, таких, как: «Мне не нравятся студенты»: «да/?/нет», поскольку выбор ответа «нет» требует от испытуемого интерпретации двойного отрицания.

Старайтесь избегать вопросов, касающихся частоты и количества, вместо этого обращайтесь не к общим вариантам поведения, а к конкретным. Вместо того чтобы спрашивать: «Вы много читаете?», задавайте вопрос: «Сколько книг вы прочитали ради удовольствия в прошлом месяце?» или еще лучше вопрос: «Перечислите книги, которые вы прочитали ради удовольствия в прошлом месяце» (последний может уменьшить социально желательные ответы).

Убедитесь, что ни одно из слов не допускает двойного толкования. Например, в один личностный опросник был включен вопрос: «Получаете ли вы удовольствие от веселых вечеринок?», хотя слово «веселый» («gay») по-английски может означать индивидуума с гомосексуальной ориентацией.

Попытайтесь добиться того, чтобы около 50% заданий по каждому аспекту опросника были построены таким образом, чтобы ответ «да/совершенно-'Согласен» соответствовал высокой оценке по черте, а другие 50% соответствовали бы низкой оценке по черте. Например, если на утверждение «Обычно я засыпаю ночью сразу же, как только выключается свет» следует ответ: «Совершенно не согласен», это оценивается как указание на тревожность.

Если вы должны спросить о чем-то социально нежелательном, рассмотрите возможность формулировки утверждения как бы с точки зрения другого человека, например: «Некоторые люди могут описывать меня как скупого», а не «вы скупой?».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...