Методы измерения настроения
Ключевая характеристика; которая отделяет настроение от личностных черт, состоит в том, что настроение изменяется во времени, тогда как личностные черты остаются более или менее постоянными. Это основополагающее различие может быть использовано при конструировании шкал, в отношении которых можно показать, что они измеряют настроение, а не личность. Рассмотрим, например, опросник, состоящий из пяти утверждений, представленный в табл. 19.1.
Предположим, что одного человека просят ответить на утверждения, указанные в табл. 19.1, в нескольких ситуациях. Например, представим себе, что испытуемый заполнял этот опросник из четырех пунктов в одно и то же время суток последовательно в течение 20 дней. Рисуя графики, в значительной степени похожие на те, которые изображены на рис. 19.1, можно показать, как ответы меняются день ото дня. (Я произвольно решил поместить ежедневные ответы на утверждения (а) и (Ь) на первый график, а ежедневные ответы на утверждения (с), (d) и (е) на второй график, поскольку нанесение всех пяти вариантов на один и тот же график мешало их восприятию.) Из графиков такого типа можно узнать довольно много о структуре настроений.
Например, ясно, что ответы на утверждения (а) и (Ь) обнаруживают тенденцию изменяться (возрастать и убывать) параллельно: если один из них имеет высокое значение, то и другой — тоже. То же самое справедливо и для пунктов (с) и (d). Утверждение (е) весьма интересно, поскольку ответы на него день ото дня варьируют относительно мало, последнее вряд ли удивительно, так как утверждение; по-видимому, измеряет не состояние, а личностную черту. (Оно выясняет, как человек чувствует себя обычно, а не то, как он чувствует себя в данный момент.) Таким образом, просто глядя на этот график, можно сказать, что пять заданий измеряют два различных состояния и одну черту.
Таблица 19.1 • Пять утверждений из гипотетического опросника
Полностью согласен |
Согласен |
Нейтральное отношение |
Не согласен |
Полностью не согласен |
|
Ч |
2 |
1 |
|||
(а) В данный момент |
J |
||||
я чувствую себя |
|||||
достаточно бодрым |
|||||
(Ь) Мне легко сосре- |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
доточиться |
|||||
•t |
2 |
1 |
|||
(с) Мое сердце силь- |
5 |
j |
|||
но бьется |
|||||
7 |
2 |
1 |
|||
(d) Я обеспокоен |
5 |
J |
|||
больше чем обычно |
|||||
(е) Как правило, я |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
предпочитаю одино- |
|||||
чество обществу дру- |
|||||
гих людей |
Смотрите также
Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...
Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...