Определение понятия «стиль учения»
Несмотря на то, что набор вышеперечисленных стилевых свойств носит достаточно произвольный характер, такая классификация весьма удобна как рабочий инструмент анализа особенностей стилевого поведения ученика и учителя.
Например, с помощью набора определенных рубрик можно построить типичный «стилевой портрет» традиционного учителя математики или учителя-новатора с ярко выраженным авторским подходом к обучению (по всей вероятности, у первого будут преобладать словесно-аудиальный и контекст-независимый стиль преподавания, склонность к «усилению» учебного материала и импульсивной стратегии поведения, опора на дедуктивный, аналитический и линейный тип мышления»; второго будет отличать визуальный и контекст-зависимый стиль преподавания, склонность к «усреднению» и рефлективность, опора на индуктивный, синтетический, нелинейный тип мышления). И тогда с легкостью может быть осознан тот факт, что далеко не для всех детей будут приемлемы те методы преподавания, которые самому учителю кажутся «очевидно правильными» и которые лично для него являются вполне комфортными.
Данная классификация помогает увидеть конкретные проявления «конфликта стилей» в формах оценки учебной деятельности. По мнению Ливер, многие формы контроля (в том числе тесты) часто дают неверное представление о том, что в действительности знает и умеет делать данный ребенок, — именно в силу конфликта средства контроля с присущим ученику стилем учения (табл. 28).
Таблица 28 Соответствие стиля учения с формой контроля (Ливер, 1995)
Стиль ученика |
Форма контроля (теста) |
Аналитический |
Решение задач (выбор подходящего ответа из набора заданных вариантов) |
Синтетический |
Открытые вопросы (возможность дать собственный развернутый ответ) |
Импульсивный |
Фиксированный срок выполнения, задания «на время» |
Рефлективный |
Задания с неограниченным сроком выполнения |
Визуальный |
Контроль в письменной форме (с возможностью письменного ответа) |
Аудиальный |
Контроль в устной форме (с возможностью дать устный ответ) |
Кинестетический |
Демонстрационный эксперимент, деловая игра, лабораторные работы |
Анализ отмеченных в таблице 28 соотношений стиля учения учащихся и адекватной этому стилю формы контроля позволяет сделать важный вывод: при организации процедуры оценки уровня знаний и умений ученика (в более широком понимании — уровня его подготовленности или умственного развития) необходимо учитывать его персональный познавательный стиль и предоставлять ему возможность выбора наиболее подходящей формы контроля.
Мнение о том, что какая-либо единая форма контроля (в виде письменного экзамена, тестирования и т. п.) объективна именно в силу своего единообразия, с точки зрения стилевого подхода представляется не только иллюзорной, но и чреватой серьезными ошибками в оценке действительных возможностей учащихся. Ибо при этом создаются преимущества для учащихся с определенным складом ума и, соответственно, неблагоприятные условия для учащихся с иными, не предусмотренными данной «еди-^ _ ной» формой контроля, познавательными стилями. 1 Сам факт введения понятия «стиль учения», а также исследования стилей, выполненные в рамках образовательной практики, ярко высветили в феномене стиля те особенности, которые оставались в тени в условиях традиционных стилевых исследований. В силу инерции научной традиции, в большинстве работ стили учения — вслед за когнитивными стилями — рассматривались как биполярные образования. Так, выделялись такие стили учения:
• ориентация на усвоение главного/ориентация на бессистемное заучивание (Ausubel, 1968);
• опора на логические суждения/опора на запоминание (Goldman, Warren, 1972);
• обобщающий/репродуктивный (Wittrock, 1986);
• подход на основе понимания/инструментальный подход .Л (Pack, 1976);
• глубокий подход к учебному материалу/подход на основе его детализации (Schmeck, 1983);
• преобразующее обучение/репродуктивное обучение (Thomas, Bain, 1984) и т. д. Л )
Однако именно при изучении стилей учения критерий биполярности виде обнаружил свою несостоятельность.
Смотрите также
Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...
Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...
Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...