Принятие решения о том, отвергать ли нулевую гипотезу в исследовании, подобном эксперименту с научением в лабиринте, зависит от анализа двух основных видов изменчивости данных. Первый из них связан с различиями между «количеством попыток, требуемых для достижения критериальных» оценок для двух групп крыс. Эти различия вызываются комбинацией а) систематической дисперсии и (б) дисперсии ошибки. Систематическая дисперсия является результатом влияния кон-кретных факторов — либо изучаемой переменной (задержка подкрепления), либо факторов, которые не удается правильно проконтролировать4. Дисперсия ошибки — это несистематическая изменчивость, вызванная индивидуальными различиями между крысами в двух группах и любыми случайными, непредсказуемыми факторами, которые могут появиться в ходе исследования. Также индивидуальные различия и другие случайные факторы вызывают дисперсию ошибки в каждой группе и объясняют обнаруженные различия. Многие виды заключительного анализа данных включают вычисление следующего математического отношения:

Статистика вывода = Изменчивость оценок при нескольких данных условиях (систематическая дисперсия + дисперсия ощибки)/Изменчивость оценок в пределах одного условия (дисперсия ошибки).

В идеале изменчивость, относящаяся к нескольким условиям, должна быть огромна, а изменчивость по отношению к одному условию относительно небольшой.

Очевидно, что именно такой результат получен для гипотетических данных из эксперимента с лабиринтом. Различия, обнаруженные между результатом двух разных условий, весьма основательны — крысам с отсроченным подкреплением требуется больше времени на изучение лабиринта (17,6 > 13,2), а оценки крыс в каждой группе довольно близки друг другу, что отражается небольшими значениями стандартного отклонения (2,1 и 1,9). В таком случае вы, вероятно, воспользуетесь особым видом анализа, называемым «проверка по критерию Стьюдента для независимых групп», — процедурой, известной вам из вводного курса статистики. В приложении С описано, как проводить такую проверку.

Смотрите также

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...