Пример, показывающий зависимость памяти от контекста, иллюстрирует лишь один вид результатов, возможных в случае факторного плана (наличие взаимодействия, но отсутствие основного эффекта). Существуют многие другие варианты. Например, в случае простого плана размером 2x2 есть восемь возможностей:

1) основной эффект только для фактора Л;

2) основной эффект только для фактора В;

3) основные эффекты только для факторов А и В;

4) основной эффект для фактора А плюс взаимодействие; _

5) основной эффект для фактора В плюс взаимодействие;

6) основные эффекты для факторов АиВ плюс взаимодействие;

7) только взаимодействие, отсутствие основных эффектов;

8) отсутствие и основных эффектов, и взаимодействия.

Рассмотрим коротко некоторые их этих результатов на примере гипотетического эксперимента с двумя переменными: способом запоминания и скоростью показа. Для каждого из следующих примеров я подобрал данные, которое могли быть получены в ходе исследования влияния способа запоминания и скорости показа на запоминание списка из 30 слов, представил эти данные в виде графика и привел устное объяснение результатов. Я не стал рассматривать все восемь описанных выше возможностей, а привел лишь те результаты, которые действительно могли быть получены в подобном исследовании.

1. Создание зрительных образов улучшает запоминание вне зависимости от скорости показа, которая не влияет на запоминание. Это означает наличие основного эффекта для фактора А (способ запоминания) и его отсутствие для скорости показа (В). Данный график должен напомнить вам график из примера 12 (рис. 8.2) с одним отличием: он линейный. 2. Запоминание улучшается при более медленном показе слов, а способ запоминания

2. Запоминание улучшается при более медленном показе слов, а способ запоминания не влияет на него. Это означает наличие основного эффекта только для фактора В (скорость показа). 2с „ 4с

2с „ 4с

Скорость показа

3. Запоминание улучшается при более низкой скорости показа, кроме того, на него влияет способ запоминания. В данном случае основной эффект имеется у обоих факторов. При проведении подобного исследования, скорее всего, будут получены именно такие результаты.

4. При показе каждого слова по 2 с использование зрительных образов заметно улучшает

При показе каждого слова по 2 с использование зрительных образов заметно улучшает запоминание (с 12 до 28), а при скорости показа 4 с/слово запоминание почти абсолютное вне зависимости от способа. Это означает наличие взаимодействия между способом запоминания и скоростью показа. В данном случае на взаимодействие мог оказать влияние так называемый эффект потолка, возникающий, если оценки для различных условий настолько близки к максимуму (30 слов в этом примере), что различий между ними не возника-ет1. В нашем примере группа, создававшая визуальные образы, запомнила почти все слова вне зависимости от скорости показа. Чтобы проверить наличие эффекта потолка, вы можете повторить исследование со списком из 50 слов и посмотреть, улучшается ли запоминание для группы образы/4 с.

Также оценки при двух условиях могут быть одинаковыми из-за того, что они достигли минимума. Да, дейстБительно, это называется эффект пола. Вас, вероятно, удивило явное присутствие основного эффекта в этом примере. И

Вас, вероятно, удивило явное присутствие основного эффекта в этом примере. И действительно, значения среднего арифметического по рядам (20 и 28) и столбцам (также 20 и 28) показывают наличие значимого общего влияния обоих факторов. Формально анализ, скорее всего, покажет присутствие статистически значимых основных эффектов в данном примере, но это говорит лишь о том, что при интерпретации результатов взаимодействие обычно пользуется приоритетом над основным эффектом. В данном случае основные эффекты не имеют особого значения, а утверждение, что визуальные образы приводят к общему улучшению запоминания, не вполне правильно. В действительности они способствуют запоминанию только при более высокой скорости показа. Также будет неверным вывод о том, что при скорости показа 4 с на слово запоминание лучше, чем при скорости 2 с на слово, — это так только для группы, использующей механическое повторение. Таким образом, главным здесь является взаимодействие. Если в факторном исследовании обнаружены и взаимодействия, и основные эффекты, то взаимодействия должны интерпретироваться в первую очередь.

Страницы: 1 2

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...