Так исторически сложилось, что большинство исследований близнецов посвящено вопросам интеллекта. Однако не так давно был проведен ряд исследований, показавших наследуемость особенностей личности и темперамента (Bouchard, Lykken, McGue, Segal & Tellegen, 1990). Обнаружилось, что даже застенчивость имеет определенные генетические основания. Имд и др. (Emde et al, 1992) исследовали у 200 пар 14-месячных однояйцевых и двуяйцевых близнецов (воспитывающихся вместе) ряд личностных и когнитивных показателей. Одной из переменных была застенчивость, которую измеряли различными способами. Во-первых, она входила в общую оценку «поведенческого торможения», получаемую на основании анализа видеозаписи поведения детей, реагирующих на появление в комнате незнакомого человека. Отсутствие контакта с незнакомцем и стремление быть поближе к маме давали высокую оценку. Кроме того, застенчивость определяли по реакции на визит исследователя в семью ребенка и по поведению ребенка при первом посещении лаборатории. Родители также заполняли опросник, содержащий шкалу застенчивости. Как и в других исследованиях с близнецами, рассматривались корреляции для однояйцевых и двуяйцевых близнецов. Из табл. 9.3 видно, что близнецы с большим генетическим сходством получили более высокие оценки корреляции, что подтверждает гипотезу о существовании генетической зависимости для застенчивости.

Таблица 9.2

Корреляция между коэффициентами интеллекта у пар родственников, различающихся либо генетически, либо по условиям жизни Примечание. Приведенные данные представляют собой взвешенные средине значения

Примечание. Приведенные данные представляют собой взвешенные средине значения корреляции из исследований, описанных Бошаром и Мак-Гыо (Bouchard & McGue, 1981).

Таблица 9.3

Корреляция между оценками «застенчивости» для пар однояйцевых и двуяйцевых близнецов Источник: Из Emde et al., 1992, табл. 2.

Источник: Из Emde et al., 1992, табл. 2.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...