Хотя вежливость важна всегда, она особенно важна, если мы говорим человеку что-то такое, отчего он может «потерять лицо». Такие высказывания Браун и Левинсон называют действиями, угрожающими репутации. Мы совершаем такие действия, когда наше поведение не учитывает потребности, связанные с положительной или отрицательной репутацией.

Действия, угрожающие репутации —

поведение, не учитывающее потребности, связанные с положительной или отрицательной репутацией.

Цель вежливости состоит не в том, чтобы избегать действий, угрожающих репутации, — это естественное поведение. Скорее, смысл вежливости заключается в уменьшении или устранении коммуникативных проблем в разговорах или отношениях, которые могут явиться результатом действий, угрожающих репутации.

Предположим, ваш преподаватель вернул вам выполненное задание, а вы считаете, что отметка, которую получили, не отражает качества работы. Вы можете, конечно, сказать: «Я не думаю, что вы оценили мое задание справедливо, и я хочу попросить вас пересмотреть эту оценку», — это выражение, которое относится к действиям, угрожающим репутации, несмотря на вежливую форму. Подобные высказывания, предполагающие, что преподаватель мог ошибиться или что-то проглядеть, могут привести к тому, что преподаватель потеряет лицо. Итак, что более подходящее вы могли бы сказать преподавателю?

1. Вы можете предпринять действие, угрожающее репутации, таким образом, чтобы оно приняло позитивную вежливую форму. «Я был бы вам очень признателен, если бы вы посмотрели мою работу снова. Я отметил места, которые мне хотелось бы с вами обсудить. Мой сосед по комнате сказал, что вы всегда справедливы и обычно склонны пересматривать работы, если имеется веская причина». Хотя просьба все же содержит в себе навязчивость, фраза «я был бы вам очень признателен» звучит гораздо мягче, чем «я хочу». Кроме того, попытка включить позитивное вежливое выражение, которое показывает, что преподаватель достаточно добр, чтобы оказывать услуги, может оказаться полезной.

2. Вы можете предпринять действие, угрожающее репутации, таким образом, чтобы оно приняло негативную вежливую форму. «Я уверен, что вы очень заняты и у вас нет времени перечитывать и комментировать каждое задание, но я надеюсь, что вы охотно просмотрите мою работу снова. Чтобы сэкономить ваше время, я отметил места, которые хотел бы обсудить. Я также пояснил, почему сформулировал эти разделы именно таким образом». Хотя просьба все еще навязчива, вы признаетесь в том, что проявляете навязчивость. Она также предполагает, что вы бы не обратились с ней, если бы у вас не было, по меньшей мере, потенциальных, веских причин. Кроме того, вы позаботились, чтобы не только избавить преподавателя от траты его времени, но также показать, почему вы считаете эти разделы соответствующими заданию.

3. Вы можете предпринять действия, угрожающие репутации, в косвенной форме или неофициально. «Пожалуйста, не сочтите за назойливость, но я был удивлен некоторыми вашими комментариями». Говоря это как бы между прочим, вы надеетесь, что преподаватель окажется достаточно любопытным и спросит, что именно вас удивило. После этого вы сможете перейти к другому, более прямому, но спасающему лицо приему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...