Это может показаться банальным, но первый шаг, который необходимо сделать для улучшения эмпа-тии, — это потратить время и усилия на то, чтобы проявить уважение к говорящим. Это не значит, что для эмпатии нужно иметь глубокие, личные отношения с этими людьми. Уважение означает, что мы будем очень внимательны и серьезны к тому, что говорят другие, и к чувствам, стоящим за этим. Оно начинается со взгляда на человека как на личность со своими ценностями, а не как на объект. Уважение других сосредоточивает наше время и силы на других, а не на себе.

Уважение

— внимательное и серьезное отношение к тому, что говорят другие, и к чувствам, стоящим за этим.

Насколько сильна ваша эмпатия, зависит также от того, насколько вы наблюдательны в отношении поведения других и насколько четко вы «читаете» невербальные сигналы, посылаемые ими. Чтобы усовершенствовать ваши навыки наблюдателя, попробуйте следующее. Когда другой человек начинает с вами разговор, заведите привычку мысленно задавать себе два вопроса:

1. Какие эмоции, по моему мнению, испытывает этот человек в данный момент?

2. Что в его поведении наводит меня на такой вывод?

Сознательное задавая эти вопросы, вы сможете сосредоточить свое внимание на невербальных аспектах информации; именно в них больше всего выражается эмоциональное состояние человека.

Чтобы добиться еще большей точности в понимании эмоций, вы можете использовать навык проверки восприятия — особенно когда ваш собеседник принадлежит к другой культурной группе. Помните, что в разных культурах эмоции выражаются невербально по-разному и в разной степени. Как только вы поймете, какие эмоции испытывает другой человек, вы сможете выбрать подходящий для вас тип эмпа-тической реакции.

Итак, чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику: 1) относитесь к нему с уважением; 2) сконцентрируйтесь на понимании вербальных и невербальных сигналов; 3) используйте для выяснения его эмоционального состояния поведенческие

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Эмпатии

Навык

Переживание чувств, мыслей или установок другого человека

Применение

Создание или поддержание атмосферы сочувствия

Процедура

1. Проникнитесь уважением к человеку, сосредоточившись на том, что он говорит.

2. Сконцентрируйтесь на понимании и вербальных, и невербальных сигналов.

3. Используйте для выяснения эмоционального состояния человека поведенческие сигналы.

4. Попытайтесь чувствовать вместе с человеком или представить себе, как вы бы чувствовали себя в сходных обстоятельствах, или позвольте себе испытать чувства заботы соучастия, сострадания или огорчения по отношению к этому человеку.

5. Отреагируйте согласно вашим чувствам

Пример

Когда Джерри сказал: «Мне очень неловко носить ортодонтичес-кие скобы в колледже», Мари печально улыбнулась и ответила: «Да, это заставляет тебя чувствовать себя похожим на маленького ребенка, не так ли? Я помню, что происходило со мной, когда я носила эти скобы».

сигналы; 4) попробуйте прочувствовать ситуацию вместе с собеседником или попытайтесь вспомнить или представить себе, что бы вы почувствовали в аналогичных обстоятельствах, или попытайтесь понять, насколько ему сейчас плохо, чтобы вызвать в себе чувство заботы, огорчения или сострадания по отношению к нему; 5) отреагируйте согласно вашим чувствам.

Наблюдай и размышляй Эффективная эмпатия

Опишите случай, когда вы испытывали эмпатию к другому человеку. Запишите анализ этого случая в рабочую тетрадь под пунктом 6.2. Каково было эмоциональное состояние этого человека? Как вы распознали его? Каковы были невербальные сигналы? Вербальные? Какими были ваши отношения с этим человеком? Насколько этот человек похож на вас? Испытывали ли вы когда-либо реальные или викарные переживания, сходные с переживаниями этого человека?

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...