Телесные действия включают в себя выражение лица, жесты, позу и движение. Мы обсуждали их в главе 4, а в этом разделе мы сосредоточим внимание на тех аспектах этого невербального поведения, которые вам будет необходимо учесть при публичном выступлении.

Убедитесь, что ваше выражение лица (движения рта и глаз) соответствуют тому, что вы говорите в данный момент. Слушатели реагируют негативно на каменное выражение лица, постоянные гримасы и сердитые взгляды. Слушатели реагируют позитивно на открытое и искреннее выражение лица, которое отражает ваши мысли и чувства. Активно размышляйте о том, что вы говорите, и ваше лицо примет соответствующее выражение.

Жесты — это движения рук, кистей и пальцев, которые что-то описывают и подчеркивают. Если жестикуляция дается вам нелегко, вероятно, лучше не заставлять себя жестикулировать во время выступления. В целях стимуляции жестов оставляйте руки все время свободными — это поможет вам «совершать естественные действия». Если вы сцепите руки у себя за спиной, обхватите ораторскую трибуну или засунете руки в карманы, то не сможете жестикулировать естественным образом, даже если того захотите.

Телесные действия

— выражение лица, жесты, поза и движение.

Выражение лица

— движения рта и глаз.

Жесты

— движения рук, кистей и пальцев.

Проблемы с голосом и артикуляцией

Определите свою основную проблему с голосом и артикуляцией (например, монотонная речь или невнятное произношение слов). Мысленно наметьте план работы над этой проблемой.

Поза — это положение или осанка тела. Прямая осанка и расправленные плечи во время выступления говорят аудитории о вашей уравновешенности. Сутулящиеся ораторы могут производить неблагоприятное впечатление, в частности, казаться не слишком уверенными в себе или беспечными. Если вы замечаете, что, произнося речь, приняли какое-то необычное положение, возвращайтесь к выпрямленной позе, так чтобы ваш вес распределялся равномерно на обе ноги.

Движение имеет отношение к перемещению всего тела. В идеале, движение должно помочь сосредоточиться на речевых переходах, выделить идеи или привлечь внимание к определенному аспекту речи. Избегайте таких немотивированных движений, как подскакивание и раскачивание, переступание с ноги на ногу или хождение из одного конца аудитории в другой. В начале своей речи стойте прямо на обеих ногах.

Уравновешенность относится к уверенности в своих манерах. Уравновешенный оратор способен избежать навязчивых действий, которые отвлекают слушателей, например, он не станет снимать или надевать очки, причмокивать языком, облизывать губы или почесывать нос и руки. Как правило, негативно все, что привлекает к себе внимание, а позитивно любое действие, которое подкрепляет важную идею.

Рис. 16.1.

Трудны1е слова

Аналогичным образом, уравновешенный оратор способен контролировать во время выступления свою нервозность — тема, которая будет обсуждаться далее в этой главе.

В этом разделе мы рассмотрели несколько элементов произнесения речи, которыми, как может показаться, особенно трудно овладеть инвалидам. Врезка «Разные голоса» демонстрирует, что, невзирая на очевидные физические недостатки, люди могут обрести уверенность в себе и преуспеть в ораторском искусстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...