Вторым параметром блока мотивационных ориентации в этой системе оценок является профессиональная мотивация, которая позволяет понять отношение руководителя к профессиональной деятельности, его представления о своем долге, смысле и способах реализации этой деятельности и т.д. Авторы исходили из того, что мотивация в профессиональной деятельности, хотя и взаимосвязана с жизненной мотивацией, тем не менее имеет свои собственные отличительные чертах и, оценив жизненную мотивацию человека, нельзя по прямой аналогии делать выводы о том, какими мотивами он руководствуется в своей профессиональной работе. К мотиваци-онным ориентациям в профессиональной сфере были отнесены: мотивация достижений; избегание неудач; мотивация ис-пытать себя.

Третьим параметром данного блока являлась самооценка, характеризуемая по ее устойчивости, равномерности, степени адекватности. Особо оцениваются критерии, исполь-зуемые оцениваемым субъектом для определения успеха в жизни и профессиональной деятельности.

Четвертым параметром этого блока является уровень притязаний исследуемого субъекта, проявляющийся в масштабности целей и их содержании.

Пятый параметр, входящий в этот блок, ориентация локуса контроля (ответственности). И, наконец, последний - склонность к риску.

Второй блок включает в себя параметры, характеризующие когнитивно-перцептивные особенности субъекта. В их число были включены: 1) Восприятие, характеризуемое с точки зрения особенностей субъективной системы переработки воспринимаемой информации. При этом выделял-ся автономный, конформистский, ситуативно-конъюнктурный ее тип. 2) Мышление, оцениваемое с точки зрения уровня обобщения. При этом выделялись абстрактно-аналитический, аналитический с практической направленностью, системный, узкопрофессиональный, приземлен-но-прагматический типы обобщений. Кроме того, мышление оценивалось по следующим параметрам: последовательность, критичность, самостоятельность, гибкость. 3) Интел-лектуальный потенциал характеризовался по параметрам: задатки, эрудиция. 4) Склонность к творчеству. 5) Готовность к инновациям. 6) Готовность принимать решения в нестандартной ситуации характеризовалась по параметрам: уклонение, стереотипизация, творческий подход, ориентация на других.

Третий блок посвящен психологической устойчивости. В число рассматриваемых параметров вошли: 1) Уровень трудоспособности. 2) Настойчивость в достижении цели. 3) Степень адекватности реакции на неудачи. 4) Способность восстанавливать энергетический потенциал.

Четвертый блок отражает отношение к кадрам исследуемого субъекта деятельности. В число показателей включены: 1) Ориентация при подборе кадров (со следующими альтернативами: единомышленники, исполнительные и дис-циплинированные, самостоятельные и творчески направлен-ные, с определенными моральными качествами). 2) Стиль руководства (с альтернативами: авторитарный, демократический, попустительский, манипулятивный).

Пятый блок параметров включает показатели, характеризующие коммуникативные навыки, в том числе по параметрам: 1) особенности общения, открытость, свобода в манерах, уверенность в себе, доверие к собеседнику, обаяние, чувство юмора, наличие психологической защиты, демонстративности поведения; 2) способность излагать свои мысли: ясность к четкость формулировок, аргументированность позиции, дискуссионные навыки [195].

Оценка осуществлялась в экспертной процедуре, которая в дальнейшем изложении обозначена как групповая экспертная процедура с многократным очным взаимодействием экспертов (см. Приложение 6). Анализируемая информация получалась как из анализа документов, так и в диагностической беседе. Экспертами в подобного рода экспертизах могут выступать только специалисты, имеющие специальную психологическую подготовку.

Возвращаясь к анализу изложенной системы параметров, можем выделить несколько уровней психологических феноменов, определяющих успешность деятельности: мотивация и типичные мотивационные отношения, разнообразные установки, различные группах навыков, в том числе и навыки саморегуляции. Подобное многообразие параметров и их системная организация и обеспечили хорошие прогностические показатели системы.

Положительные возможности аналогичных моделей параметров оценки могут быть реализованы за счет использования для получения информации ат субъекта оценки не только диагностической беседы, но и стаидартизироваиных тестов. При использовании тестов снимается проблема компетентности экспертов, но возникает проблема тестовых критериев и громоздкости тестовых батарей, применяемых для получения разносторонней информации. Вместе с тем, очень интересно! данные, устанавливающие связь между отдельными факторами управления и тестовыми показателями. Так, например, некоторые сочетания показателей, полученных с помощью 16-ФЛО - Р.Б. Кеттелла активно используются при подборе и оценке возможности внутриоргаиизационного перемещения персонала: сочетание C(-)E(+)G(-)0(+)Q3(-)Q4(+) свидетельствует о склонности к недисциплинированности; C(-)G(-)0(+)Q4(+) - склонности к алкоголизму; A(-)E(+)I(-)L(+) - склонности к конфликтности, внутренней дисгармоничности, неадекватно завышенной самооценке [192]. По данным СМ. Белозерова, N(+), свидетельствующая о проницательности человека, связана также с низкой конфликтностью в производственной сфере, a G(+) характерна для руководителей, склонных в большей степени принимать ответственность на себя и в меньшей - делегировать полномочия подчиненным [23]. Существуют и многочисленные специализированные тесты, служащие для оценки частных проявлений, отдельных черт личности, когнитивной сферы, существенных для решения задач управления [179, 246].

Страницы: 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...