Сеанс синемалогии длится в среднем четыре — шесть часов.

1. Первая фаза. Психотерапевт представляет фильм, кратко излагая его основную тематику и располагая тем самым присутствующих к участию в синемалогии. Далее следует демонстрация фильма.

2. Вторая фаза. Через 15 минут после окончания фильма психотерапевт берет слово, приглашая кого-либо из участников рассказать о тех моментах фильма, которые наиболее его взволновали. Ведущий настоятельно про-

сит присутствующих выразить после окончания фильма свои самые непосредственные и, возможно, иррациональные переживания. Эта фаза является ключевым моментом синемалогии, так как именно в ней бессознательное в своем потенциале или в актуальной данности, объединяющей прошлое, настоящее и будущее индивида, может свободно выражать себя, проявляться вовне.

Просмотр активизирующих образов кинофильма, захватывающих в той или иной степени целую группу людей, в действительности вызывает ослабление «Сверх-Я» как культурного и моралистического элемента, как внутренней преграды, так как все зрители понимают, что их пережива2ния и реакция относятся к вымышленной реальности . И поскольку это не реальные, а вымышленные образы, режиссер, естественно, не несет за них никакой ответственности.

Правильное проведение синемалогии побуждает участников к свободному выражению своих мыслей и чувств.

Это подобно происходящему во сне, когда образы возникают свободно, а запреты сильного «Сверх-Я» отсутствуют, так как с «Я» снимается ответственность за происходящее.

В этой фазе, важны, следовательно, два аспекта: 1) раскрепощение, снятие запрета с логического и сознательного «Я»; 2) свободная предметная проекция бессознательного, благодаря которой выражается значительный его пласт.

3. Третья фаза. После выступления всех желающих, из рассказов которых выстраивается второй фильм, во многом отличающийся от первого, начинается третий, наиболее важный этап синемалогии, который целиком находится в ведении психотерапевта. Очень важно проведение анализа, но затем необходимо дать правильные указания, провести «перенастройку» жизни субъекта.

Критерием для «перезапуска» служат не образ, теория, идея, философия или политика, а только реальность жизни, идентичность силы бытия каждого человека, созданного в своей неповторимой индивидуальности и создающего ее.

а) Ведущий прежде всего акцентирует внимание на том, в чем прозвучавшие утверждения расходятся с сущностью фильма и друг с другом, обнажая тем самым перед каждым участником тематический отбор его комплекса. В этом опыте каждый участник вынужден согласиться с собственной глухотой и слепотой и признать свое видение реальности как проективное. Человек не замечает те аспекты реальности, которые воспринимает в рамках собственного патологического или искаженного стиля поведения, не служащего на пользу «Я». Осознание собственной необъективности усиливается, когда один участник становится свидетелем искаженного восприятия реальности другим, обусловленного бездействием или максимальной активностью элементарного сенсорного восприятия.

б) В дальнейшем ведущий кратко обобщает изложенные мнения, объясняя мотивацию каждого из них. Это позволяет всем присутствующим открыть для себя огромный психодинамический пласт, поднятый на поверхность просмотром фильма.

в) Третий момент — это прямое вмешательство ведущего: он излагает внутреннюю подоплеку хитросплетений образов фильма, руководствуясь критериями имаго-гического и онейрического анализов и параметрами экономико-динамической диалектики, основанной на негативной констелляции комплексов, семантических полях и негативной психологии. И тогда с пронзительной очевидностью эмоциональной силы и четкостью рисунка (или: линий, контура) раскрывается подлинная интенциональная структура фильма, бессознательно вы-

пущенная самим режиссером. Чувство изумления охватывает всех присутствующих при сравнении собственного понимания фильма с тем, что в действительности в нем выражено. Подобное переживание способствует расширению горизонтов сознания.

Воздействие синемалогии состоит в непосредственности осознавания самого себя каждым из присутствующих, которое сохраняется на протяжении нескольких дней, недель или месяцев. Почти всегда индивидуальное бессознательное воспринимает то, что было высвечено синемалогией как тормозящий материал, что идет на пользу «Я». Зачастую наблюдается замена вытесненного содержимого: следы памяти, остав

Страницы: 1 2

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...