• семантические предпочтения, например, предпочтения в выборе разных геометрических форм (круга, треугольника, квадрата) в процессе составления изображения человека (А. В. Либин, В. В. Либин, 1994);

• интегральность/ дифференциальностъ как стиль индивидуальности, связанный со своеобразием «образа мира» человека. На полюсе интегральности стиль индивидуальности отличается склонностью к целостному восприятию происходящего и выявлению обобщенного смысла «образа мира». На полюсе дифференциальности — проявляется в конкретности и ситуативности «образа мира», фрагментарном восприятии действительности. Процедура выявления «стиля индивидуальности» такова. Например, детям в возрасте 7-8 лет предъявляются 15 сюжетных рисунков, по каждому из которых ребенок должен ответить на вопрос: «Что изображено на картинке?» Качественный анализ ответов позволяет выделить на полюсе интегральности: интегрально-теоретический, интегрально-деятельностный и интегрально-эмоциональный стили; на полюсе дифференциальности: дифференциально-теоретический, дифференциально-деятельностный и дифференциально-эмоциональный стили (Берулава, 1995; 2001).

Таким образом, в рамках стилевого подхода накоплен огромный эмпирический материал, основанный на новом, альтернативном взгляде на природу индивидуальных интеллектуальных различий. Однако, как известно, новые идеи всегда рождают новые проблемы, которые приходится решать тем, кто рискнул взять эти новые идеи на вооружение.

Рассмотрим, с одной стороны, инновации когнитивно-стилевого подхода, связанные с выдвижением ряда принципиально новых позиций относительно интеллектуальных возможностей человека и, с другой стороны, его проблематизации, т. е. те противоречия, которые являются следствием заявленных позиций и которые, по сути дела, характеризуют перспективные направления современных стилевых исследований.

Инновации когнитивно-стилевого подхода

Проблематизации когнитивно-стилевого подхода

1. Выделен особый класс индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности, характеризующих способы переработки и организации информации.

1. Каков психологический статус индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности, получивших название стилевых? Какие именно индивидуальные различия в способах переработки и организации информации мы вправе называть стилевыми?

2. Заявлено, что когнитивные стили характеризуют качественно иной аспект познавательной сферы, а именно ее структурные характеристики (как человек думает)

2. Поскольку познавательная сфера функционирует как единая система, то как связаны между собой разные когнитивные стили в качестве ее структурных составляющих? Как они соотносятся «внутри» опыта индивидуального субъекта? Сколько вообще когнитивных стилей может быть у конкретного человека: один, два или двадцать?

3. Введен безоценочный взгляд на индивидуальные интеллектуальные возможности человека.

3. Действительно ли разные полюса когнитивных стилей равноценны с точки зрения продуктивности интеллектуальной деятельности? Если когнитивные стили — это способы переработки информации, то могут ли такого рода индивидуальные различия быть нейтральными по отношению к эффективности интеллектуального функционирования и общему уровню психического развития личности?

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...