Зигмунд Фрейд (1856-1939) — одна из величайших фигур в психологии личности. Хотя его теория насчитывает более ста лет, она остается исключительно полемичной и влиятельной в различных областях за пределами психологии. Во многих отношениях Фрейд был первооткрывателем.

• Он понимал необходимость тщательного наблюдения поведения (хотя существует общее мнение, что его собственный опыт наблюдения был далек от совершенства).

• Он пытался объяснить поведение с помощью небольшого числа психологических процессов.

• Он разработал модель психического функционирования, которая естественным путем привела к созданию отдельного направления в психотерапии (психоанализ).

• В сущности он пытался дать объяснение всем важным аспектам человеческой жизни, включая религию, любовь к искусствам, развитие ребенка, сны, шутки, «обмолвки», мотивацию, тревогу, сексуальное поведение, депрессию и другие неврозы, а также агрессию.

Теория Фрейда и дискуссионна, и влиятельна (особенно в континентальной Европе) и вне психологии, в таких областях, как литературная критика. Поэтому она рассматривается в двух главах: первая описывает развитие некоторых наиболее важных идей Фрейда и дает им объяснение, вторая посвящена выяснению того, какие именно положения теории Фрейда действительно верны (если таковые имеются). Теория Фрейда важна, потому что она стремится объяснить, в сущности, каждый значимый и интересный аспект человеческого поведения. Это была первая «грандиозная теория» психологии и первая теория (хотя и не бесспорная), которая придавала бессознательному значение большее, чем «мусорной корзине» для забытых воспоминаний. Она по-прежнему остается одной из немногих теорий, которые предполагают, что люди могут быть мотивированны и подверженны влиянию со стороны факторов, которые они совершенно не осознают.

По-видимому, почти каждый психолог имеет свое мнение о Фрейде, независимо от того, читал ли он в действительности какую-либо из его работ. На самом деле чтение переводов статей и книг самого Фрейда ничем нельзя заменить, прежде всего потому, что некоторые из них были написаны для просвещения читателей, не имеющих специальной подготовки, например, для его коллег по медицинской практике, и поэтому я бы настоятельно советовал читателям изучить хотя бы работы, перечисленные в конце данной главы.

Фрейд никогда не собирался быть психологом. Собственно, это понятие появилось незадолго до того, как он начал изучать медицину в Вене в 1873 г. Став квалифицированным специалистом, он сосредоточился на физиологических и неврологических исследованиях, проводя в том числе и некоторые новаторские эксперименты по воздействию кокаина, в частности на яички угря (что естественно для человека, которому суждено было открыть сексуальный символизм). Согласно его биографу Эрнсту Джонсу (Ernest Jones, 1953), он говорил своей невесте, что «анатомия мозга была единственным серьезным соперником, которого она когда-либо имела или могла иметь». Таким образом, Фрейд был весьма сведущ в научном методе: он проводил наблюдения в контролируемых условиях, формулируя на их базе теории, которые затем проверялись в условиях контролируемого эксперимента. Однако качество данных, на которых Фрейд основывал свои собственные теории, все еще остается дискуссионной темой. Критики (например, Айзенк) утверждают, что теория Фрейда основывается на ненадежных наблюдениях, а сами идеи настолько сложны, что не поддаются опровержению, хотя могут претендовать на то, чтобы «объяснять» почти все что угодно. Мы вернемся к обсуждению этого вопроса в следующей главе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...