Поскольку со времени публикации книги Айзенка в 1967 г. появились проблемы, связанные с целостной концепцией активации в автономной нервной системе, в этом разделе мы изучим только некоторые доказательства, касающиеся биологической основы экстраверсии.

Г. Айзенк и М. Айзенк (Eysensk, Eysensk, !985) рассматривают ряд гипотез, которые естественным образом вытекают из корти-кально-активационной теории экстраверсии, а также обсуждают основные факты, полученные в исследованиях; этот раздел написан в значительной степени по их материалам.

Если экстраверсия имеет биологические основы, логично предположить, что индивидуальные различия соответствующих мозговых структур могут передаваться генетическим путем. Следовательно, генетические исследования экстраверсии могут быть очень полезны для проверки общей идеи о том, что экстраверсия может иметь биологический базис. Это не означает, конечно, что таким путем можно проверить гипотезу специфической активации, описанную выше. Однако если можно было бы доказать, что экстраверсия полностью детерминируется способом воспитания детей, ее связь с индивидуальными различиями в нейрологии казалась бы менее вероятной, чем в том случае, если бы в ней обнаружилась сильная генетическая компонента. В полном объеме этот вопрос довольно глубоко обсуждается в главе 9, которая приводит к заключению: есть доказательства того, что индивидуальные различия в экстраверсии имеют существенную генетическую составляющую.

Экстраверсия и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

По сравнению с экстравертами, интроверты с их более высокими уровнями активации, предположительно, должны обнаружить:

• более высокий уровень фоновой кортикальной активации;

• более интенсивные реакции на новые стимулы.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — это метод регистрации электрической активности мозга с помощью металлических электродов, которые прикрепляются к поверхности скальпа в тщательно стандартизованных позициях, и измерения разности потенциалов между каждым электродом и нейтральной точкой (например, на мочке уха). Электрические сигналы распространяются внутри головы довольно сложными путями, но с помощью этого метода можно измерить электрическую активность в нескольких основных мозговых областях, и, к счастью, кора мозга — одна из таких областей (поскольку она расположена прямо под черепом). ЭЭГ обычно представляет собой графическое изображение изменения во времени разности потенциалов и часто анализируется (с помощью математического метода, известного как «преобразование Фурье»), чтобы определить, в частности, имеются ли в электрической активности регулярные периодические колебания и, если имеются, какова их частота.

Например, на рис. 6.1 представлена регулярная низкоамплитудная, высокочастотная электрическая активность. «Низкая амплитуда» означает, что изменения напряжения от пика до пика, изображенные в виде кривой, довольно малы и находятся в диапазоне от 25 до 100 микровольт (миллионные доли вольта). «Высокая частота» означает, что напряжение изменяет свое направление довольно часто. Низкоамплитудные мозговые волны, которые изменяют свое направление с частотой в диапазоне 8—13 колебаний в секунду, известны как альфа-активность. Альфа-активность обычно обнаруживается, когда люди находятся в состоянии активного бодрствования, поэтому простейшая проверка гипотезы кортикальной активации, выдвинутой Айзенком, будет просто включать оценку степени кортикальной активации людей (по показателям ЭЭГ) и корреляцию этих показателей с баллами, полученными ими по шкале экстраверсии из личностного опросника Айзенка (EPQ(R)).

Рис.6.1. Две записи ЭЭГ:

а) высокочастотная, низкоамплитудная ЭЭГ, указывающая на возбуждение; 6) низкочастотная, высокоамплитудная ЭЭГ, указывающая на релаксацию.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...