Чарльз Спирмен (р. 1904) был одним из первых, кто осуществил эмпирическое исследование структуры способностей. Более того, именно для этой цели он разработал технику факторного анализа. Он сконструировал несколько довольно примитивных тестов, по которым, как он полагал, можно будет оценить умственные способности детей, и предъявил эти тесты группе учащихся из Хэмпшира. Он давал детям тесты, оценивающие их словарный запас, математические способности, способность следовать сложным инструкциям, способность к формированию зрительных образов, к подбору цветов и к определению высоты музыкальных звуков.

С позиций сегодняшнего дня кажется весьма вероятным, что некоторые из этих тестов (словарный, математический и, возможно, оценивающий способность следовать сложным инструкциям) должны были отражать влияние официальной системы обучения и представляли собой скорее тесты достижений, а не способностей. Однако три последних теста не измеряли навыки, которым непосредственно обучали в школе. Затем он объединил баллы, полученные детьми по указанным шести шкалам, подсчитал корреляции между ними и провел факторный анализ всех корреляций. Обратите внимание, что Спирмен факторизовал баллы, полученные при обработке совершенно разных шкал, а отнюдь не субшкал.

Он выявил только один фактор, названный им фактором g (фактором общих способностей). Этот результат означал, что если ребенок на уровне выше среднего выполняет один из тестов, высока вероятность того, что на том же уровне, т.е. выше среднего, он выполнит и другие задания. Такое возможно, если допустить, что существует некая базисная «умственная способность», которая определяет успешность во всех сферах. Благодаря ей некоторые дети преуспевали во всем, другие выполняли все одинаково плохо и лишь относительно небольшая часть детей, преуспевая в одном, плохо выполняла другое.

Задание для самопроверки 7.3

Правомерно ли на основании этого анализа утверждать, что фактор общих способностей служит причиной того, что человек выполняет все тесты на приблизительно одинаковом уровне?

Вскоре Терстоун в США, занял иную позицию — главным образом потому, что он анализировал субшкалы, а не шкалы. Он предъявлял значительно большее количество тестов (в целом 60 субшкал) студентам университета, выборка которых включала более 200 человек (Thurstone, 1938)[5]. Когда интеркорреляции между баллами указанных 60 субшкал были подвергнуты факторному анализу (вручную), извлекли 12 факторов отдельных способностей и провели их ортогональное вращение. Терстоун определил эти факторы как Первичные умственные способности. Большинство выделенных факторов имели четкий психологический смысл. Например, один фактор имел большие нагрузки по всем субшкалам, которые включали зрительное восприятие пространства, другой фактор имел большие нагрузки по всем субшкалам, которые имели отношение к использованию языка, третий объединил все субшкалы, требующие навыков работы с числами, и т.д.

Перечень Первичных умственных способностей, составленный Терстоном, представлен в табл. 7.2. Различные варианты тестов, которые Терстон использовал для измерения этих способностей (тест Первичных умственных способностей), все еще публикуются и иногда применяются и в наши дни. Таким образом, в то время как Спирмен обнаружил только один фактор, а именно фактор общих способностей, Терстоуну удалось идентифицировать двенадцать совершенно независимых факторов способностей. Сколько же факторов способностей существует на самом деле!

Дебаты, развернувшиеся после исследований Терстоуна, были жаркими и яростными, и многие психологи были убеждены, что факторный анализ бесполезен, поскольку на его основе получаются столь противоречивые результаты. Однако необходимо точно понять, почему результаты оказались столь разными.

Различие возникает вследствие того, что Терстоун анализировал корреляции между субшкалами, в то время как Спирмен анализировал корреляции между шкалами. Действительно, некоторые из факторов способностей (способность оперировать числами, вербальная способность, дедуктивное рассуждение/следование инструкциям), извлеченных Терстоуном в результате факторизации, весьма напоминают шкалы, которые включал в свой анализ Спирмен. Однако анализ Терстоуна проводился на более конкретном, детализированном уровне, нежели анализ Спирмена.

Следующим наиболее вероятным шагом будет изучение корреляций между факторами Терстоуна. В случае если они соответствуют шкалам Спирмена, они могут взаимно коррелировать, образуя фактор общих способностей g.

Однако проблема состоит в том, что Терстоун для облегчения вычислений полагал свои факторы независимыми («ортогональное вращение»). Поскольку все корреляции между такими факторами равны нулю, провести факторный анализ корреляций между первичными способностями невозможно. Но существует еще одна проблема. Даже в работе Терстоуна, включавшей 60 субтестов, по-видимому, упущены некоторые виды способностей. Например, совсем не было заданий, измеряющих скорость генерирования идей. Нет ничего, что измеряло бы способность, которую Стернберг (Sternberg, 1985) назвал «социальным интеллектом» (например: как вам следует поступить, если ваш потенциальный тесть запрещает вам жениться на его дочери). Нет также ничего, что измеряло бы музыкальный талант, рассудительность, координацию и целый набор других способностей, которые могут оказаться весьма важными.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...