На первых этапах тестирования способностей необходимо было разработать шкалу измерения умственных способностей, доступную для восприятия родителями и учителями. Так было введено понятие коэффициента интеллекта. Некоторую путаницу создает тот факт, что этот термин имеет два совершенно противоположных значения. Поскольку в большинстве случаев психологическому тестированию в основном подвергались школьники, первоначально предполагалось, что этот показатель будет достаточно уязвим при определении того, насколько успешность ребенка определенного возраста сопоставима с усредненными показателями успешности детей других возрастов. Например, в табл. 7.3 представлены средние баллы, полученные при тестировании интеллекта детей девяти возрастных групп. Представьте себе, что у одного из детей в возрасте 74 мес. (это «календарный возраст») показатель интеллекта равен 30. Из таблицы 7.3 (а) следует, что балл 30, как правило, получают дети в возрасте 77 мес. и, значит, умственный возраст этого ребенка составляет 77 мес. Употреблявшееся ранее определение коэффициента интеллекта (иногда известное как отношение IQ) таково:

Таблица 7.3

Гипотетические оценки по тесту способностей, полученные в разных возрастах

(а) Показатели тестирования детей в возрасте от 72 до Возраст (в мес.) 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Средние баллы 23 24 25 27 28 30 31 33 35

(б) Показатели тестирования взрослых в возрасте от 15 Возраст (в годах) IS 16 17 1825 30 40 50 60 Средние баллы 62 64 65 66 65 66 65 64 64

80 мес. до 60 лет

В этом примере коэффициент интеллекта ребенка равен = 104. Коэффициент интеллекта, равный 100, свидетельствует о том, что ребенок выполняет задание на среднем уровне, соответствующем своему возрасту. Коэффициент выше 100 говорит о том, что ребенок выполняет тест выше среднего уровня, а коэффициент ниже 100 — о том, что ребенок действует на уровне ниже среднего.

Подобное определение коэффициента интеллекта имеет несколько спорных аспектов, из-за которых его стали меньше использовать. Наиболее очевидный недостаток обусловлен тем, что, начиная с юности, успешность выполнения тестов способностей перестает повышаться с возрастом. Например, предположим, что восемнадцатилетний испытуемый набрал при выполнении теста 70 баллов. Поскольку ни в одной из старших возрастных групп средние показатели интеллекта не превышают полученного балла, вычислить умственный возраст этого человека не представляется возможным.

По этой причине подобный способ вычисления коэффициента интеллекта перестали использовать более 40 лет назад. Не следует его применять и в дальнейшем. Хотя в одном из недавно вышедших словарей по психологии данное определение коэффициента интеллекта было представлено как единственное, и это вызывает беспокойство.

Вместо описанного выше понятия IQ был предложен новый термин, называемый «отклонение IQ». По определению, отклонения коэффициентов интеллекта имеют среднее значение, равное 100, для любой конкретной возрастной группы и стандартное отклонение, которое почти всегда составляет 16 (хотя в двух случаях создатели тестов приняли стандартное отклонение равным 15 и 18 соответственно). Отклонения коэффициентов интеллекта также (по определению) следуют закону нормального (колоколообразного) распределения. Руководства по использованию многих тестов способностей содержат таблицу перевода баллов теста в показатели IQ.

Поскольку отклонения коэффициентов интеллекта подчиняются закону нормального распределения, относительно просто установить, насколько близко к крайним значениям распределения подходит то или иное значение IQ: достаточно просто преобразовать данное значение коэффициента интеллекта в z-величину путем вычитания из него среднего значения IQ и деления разности на стандартное отклонение. Последние числа (по определению) составляют 100 и 16. Частное, полученное в результате деления, нужно сопоставить с таблицей, описывающей соотношение площадей соответственно стандартному нормальному распределению; ее можно найти в любом руководстве по статистике. Например, если показатель IQ равен 131, он соответствует z-величине (131-100) — = 1,94, и таблица стандартного нормального распределения свидетельствует о том, что только 2,5% популяции будут иметь показатели выше этого уровня. Показателю интеллекта ПО соответствует z-величина 0,625; 26% популяции будут иметь величины выше этого уровня.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...