Весьма характерны с точки зрения эффекта мобильности стилевого поведения результаты исследования импульсивности/рефлективности.

В частности, дети младшего школьного возраста после выполнения методики Векслера, т. е. под влиянием интеллектуальной нагрузки смещались на полюс рефлективности — и по времени первого ответа, и по количеству ошибок (Plomin, Buss, 1973).

В условиях варьирования инструкции при выполнении методики «Сравнение похожих рисунков» на трех выборках студентов (в 1-й группе — «нейтральные условия», во 2-й группе — «действовать как можно быстрее», в 3-й группе — «делать меньше ошибок») во 2-й группе количество ошибок увеличивалось, а время принятия решения — уменьшалось. Сам факт такого изменения рассматривается как свидетельство роли произвольного фактора в детерминации индивидуальных различий в данном когнитивном стиле (Gilpin, 1979). При модификации методики Кагана, включающей от 2-х до 12-ти вариантов выбора, по мере увеличения количества альтернатив у рефлективных детей время ответа резко увеличивалось, тогда как количество ошибок практически не изменялось; у импульсивных детей время ответа практически не изменялось, тогда как количество ошибок резко увеличивалось (Yando, Kagan, 1970).

Любопытно, что рефлективные дети при решении задач, требующих быстроты действий, легко приспосабливаются к этому требованию и успешно справляются с задачами типа теста Равена. Аналогично, именно рефлективные лица демонстрируют «когнитивную гибкость», ибо они, будучи более восприимчивы к ситуативным требованиям задачи, могут стать быстрыми/точными, если это необходимо. Напротив, импульсивные лица проявляют своего рода фиксированность интеллектуального поведения, «закрываясь» в своем менее адаптивном быстром/ неточном способе переработки информации (цит. по: Jones, 1997).

Наконец, мобильность этого стиля доказывает факт роста рефлективности учащихся под влиянием инновационного обучения (Гельфман, Холодная, Демидова, 1993).

В связи с обсуждаемым вопросом несомненный интерес представляет гипотеза Дж. Келли относительно природы когнитивной простоты/сложности. Он полагал, что индивидуальная конструктивная система постоянно пульсирует, переходя от состояния расслабления к состоянию сжатия и наоборот. В состоянии расслабления связи между конструктами ослабевают, что позволяет им перегруппировываться и образовывать новые связи. Стадия сжатия закрепляет связи между конструктами. Эти изменения конструктивной системы Келли называл «творческим циклом» (Kelly, 1955).

Обзор исследований в области изучения когнитивной простоты/сложности позволил А. Г. Шмелеву и А. С. Кондратьевой сделать заключение о том, что « .когнитивный стиль не столько является личностной константой человека, сколько находится в зависимости от ситуационно складывающихся обстоятельств деятельности» (Шмелев, Кондратьева, 1981, с. 8), поскольку, например, стрессогенная ситуация ведет к появлению дисфункций данного когнитивного стиля в направлении роста когнитивной простоты. К аналогичному выводу пришел и А. С. Кочарян, отметивший, что « .параметр "когнитивная сложность" может быть и устойчивым, и ситуативным образованием» (Кочарян, 1986, с. 38).

Факт мобильности индивидуальной конструктивной системы нашел свое подтверждение и в более современных исследованиях. Так, Е. П. Крупник и Е. Н. Лебедева, согласно результатам своего эмпирического исследования с применением методики «Репертуарные решетки», сочли возможным сформулировать следующее утверждение: « .психологическая устойчивость системы личностных конструктов определяется характером ее психодинамики (т. е. количеством степеней свободы в иерархической организации)», при этом « .основная особенность иерархической организации системы личностных конструктов заключается в подвижности и гибкости "поведения" составляющих ее суперординантных и субординантных личностных конструктов» (Крупник, Лебедева, 2000, с. 13).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...