Рис. 8.3. Прибор Дженсена для изучения времени реакции в ситуации выбора.

Время реакции

Время опознания оценивает минимальную длительность предъявления стимула, при которой он уже правильно опознается; кроме того, можно оценить, сколько времени требуется индивидууму, чтобы ответить на стимул. Это тоже может быть связано с общими способностями: если у высокоинтеллектуальных индивидуумов нейроны передают информацию особенно быстро или точно, они должны быть способны отвечать на стимул быстрее, чем индивидуумы с более низким уровнем способностей. Эта идея впервые была высказана Гальтоном (Gallon, 1883), который пытался ее проверить и в конце концов пришел к выводу, что такой связи не существует. Однако сто лет тому назад точное измерение времени реакции было проблематично; Дженсен и Манро (Jensen, Munroe, 1974) были первыми, кто ре анализировал этот вопрос в англоязычных журналах. Они измеряли время реакции, используя прибор, представленный в виде схемы на рис. 8.3.

Прибор состоит из 8 зеленых лампочек (здесь они изображены в форме квадратов), расположенных полукругом на металлической панели. Рядом с каждой лампочкой находится кнопка (обозначенная черным кругом); в центре на расстоянии 15 см от всех остальных кнопок расположена еще одна «исходная кнопка». Лампочки и кнопки соединены с компьютером, который контролирует эксперимент. Задача проста: участников просят реагировать как можно быстрее. Указательный палец предпочитаемой руки расположен на «исходной кнопке». После интервала в несколько секунд (длительность его варьировала в случайном порядке) одна из лампочек зажигается — это «световая мишень». Испытуемый поднимает палец с «исходной кнопки» и нажимает на кнопку, расположенную рядом с загоревшейся лампочкой. При этом регистрируются два временных интервала:

• интервал между включением «световой мишени» и снятием пальца с «исходной кнопки», известный как время реакции (ВР);

• интервал между снятием пальца с «исходной кнопки» и нажатием на кнопку «световой мишени», известный как время движения (ВД).

Эта процедура повторяется несколько раз. Измерения проводятся для разного количества «световых мишеней» (в диапазоне от одной до восьми), при этом неиспользуемые лампочки и кнопки закрываются металлическими пластинками.

Когда средние значения времени реакции наносятся на график как функция числа зажигаемых лампочек (не обращайте внимание на то, что цифры на оси X следуют с неодинаковым шагом), для каждого индивидуума вычерчивается график, похожий на тот, который представлен на рис. 8.4. Прямые линии соответствуют ВР и ВД, как показано на графике, и математические уравнения для этих прямых линий могут быть получены простыми алгебраическими вычислениями. Высота расположения этих линий над осью X (обозначается как «intercept») показывает, насколько быстро в целом реагировал испытуемый. Наклон линии показывает, насколько сильно меняется ВР (или ВД), если число потенциальных мишеней возрастает. ВР обычно увеличивается, когда увеличивается число потенциальных мишеней (явление, известное как «закон Хика»), в то время как ВД остается почти неизменным. Таким образом, мы имеем четыре измерения для каждого участника, соответствующие наклону и высоте двух линий. Затем вычисляются корреляции этих измерений с показателями общих способностей.

Рис. 8.4. Время реакции и время движения как функция числа потенциальных мишеней.

В целом было обнаружено, что оба показателя — наклон и высота линии на графике времени реакции — демонстрируют значимые отрицательные корреляции (обычно порядка —0,3) с показателями общих способностей. Это значит, что высокоинтеллектуальные люди в целом реагируют быстрее и их ВР не слишком сильно возрастает при увеличении числа потенциальных «световых мишеней» (Jensen, 1982; Barrett et al., 1986). ВД не обнаруживает корреляций с общими способностями, хотя вариативность ВД часто обнаруживает подобные корреляции (Jensen, 1982; Barrett et al, 1986).

Против такой интерпретации результатов было выдвинуто несколько возражений. Лонгстрет (Longstreth, 1984) предположил, что эти корреляции не могут просто отражать связь между ВР и базальной скоростью проведения нервных импульсов. Например, более умные участники могут использовать для быстрого реагирования более эффективные когнитивные стратегии («метакомпоненты», по Стернбергу). Корреляции между ВР и общими способностями могут, следовательно, отражать использование таких стратегий, а не что-либо более фундаментальное. Однако эксперименты, проведенные для проверки этой гипотезы, показывают, что такие стратегии не могут объяснить основную корреляцию между временем реакции и показателями общих способностей (Matthews, Dorn, 1989; Neubauer, 1991). Как и ожидалось, время реакции действительно тем короче, чем выше оценки общих способностей.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...