Методы исследования

В рамках описанной выше программы исследований (см.: раздел 3.2) наряду с четырьмя основными когнитивными стилями ( полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлективность, узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость контроля) в каждой из пяти серий исследований фиксировались разные показатели интеллектуальной продуктивности. Для оценки интеллектуальной продуктивности использовались следующие методики:

• субтест шкалы Векслера «Сходство»; показатель — количество баллов (первая серия);

• тест Равена; показатель — количество правильных ответов (вторая, третья, четвертая, пятая серии);

• методика «Множественная классификация»; показатель — коэффициент понятийного обобщения (см. подробнее раздел 3.2) (третья серия);

• методика «Формулировка проблем»; показатель — количество сформулированных проблем в связи с заданными понятиями (см. подробнее раздел 3.2) (третья серия);

• оценки учебной успеваемости; показатель — среднее значение экзаменационных оценок по двум сессиям (третья серия);

• социометрическая методика; показатели — количество положительных и отрицательных выборов в студенческой группе по критериям интеллектуального лидерства (третья серия).

Результаты и их обсуждение

Ниже приводится сводная таблица по пяти сериям исследований, в которой указана величина коэффициентов корреляций (по Спирмену) соответствующих показателей интеллектуальной продуктивности с основными показателями четырех когнитивных стилей (табл. 8): ПЗ/ПНЗ — полезависимость/поленезависимость; И/Р — импульсивность/рефлективность; УДЭ/ШДЭ — узкий/широкий диапазон эквивалентности; Р/Г — ригидность/ гибкость познавательного контроля.

Очевидный, точнее, наглядный вывод из таблицы 8 следующий: значимых связей между продуктивными и стилевыми свойствами очень мало, во всяком случае, их значительно меньше, чем это ожидалось теоретически. В то же время анализ обнаруживших себя связей свидетельствует о существовании достаточно избирательных связей между этими переменными.

Таблица 8 Корреляционная матрица, иллюстрирующая соотношение продуктивных и стилевых показателей интеллектуальной деятельности

№ серии исследований и показатели продуктивности

пз/пнз

И/Р

УДЭ/ШДЭ

Р/Г

время ответа

время ответа

количество ошибок

количество групп

количество един, групп

мчо

время интерференции

Т/Г,

I. Субтесг «Сходство» (баллы)

-.37*

-

-

-

П. Тест Равена (количество правильных ответов)

-

.43*

-

-

-

-

-

-

III. Тест Равена (количество правильных ответов)

-

-

-.63**

-

-

-

-

-.48**

Методика «Формулировка проблем» (количество проблем)

-.39*

-

-

-

-

-

-

-

Методика «Множественная классификация» (коэффициент понятийного обобщения)

-.48**

-

-

-.63*** (слова)

-.43* (точки)

-.51** (слова)

.46* (слова)

.41* (точки)

-

-

Успеваемость

-.40*

-

-

-

-

.42*

-

-

IV. Тест Равена (количество правильных ответов)

-

-

-

-

-

-

V. Тест Равена (количество правильных ответов)

-

-

-

-

-

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...