Представьте себе, что личность и способности полностью формируются средой — условиями, в которых живут взрослые и развиваются дети, их взаимодействиями с другими людьми, школой, отношением родителей к образованию и т.д. Это позиция, которую часто занимают политики левого крыла, поскольку она предполагает, что улучшение социальных условий позволит каждому полностью реализовать свой потенциал. Без подобных вмешательств дети, воспитывающиеся в бедной среде, действительно имеют мрачные перспективы, т.е. не зависящее от ребенка рождение именно в такой среде будет означать, что он вряд ли сможет достичь высоких показателей, например, в интеллектуальном развитии. Поскольку достоверно установлено, что показатели интеллекта коррелируют с годовым доходом семьи, это может означать, что, с высокой степенью вероятности, бедность, дефицит возможностей и низкий уровень достижений будут передаваться от поколения к поколению. С другой стороны, все дети из высших слоев общества, которые получают хорошее образование, имеют множество книг, компьютеры и поддержку со стороны своего окружения, должны (по-видимому) стать гениями, поскольку в их среде и в их биологических особенностях нет ничего такого, что помешало бы им добиться этого. Такие же аргументы могут быть выдвинуты и в отношении личностных черт. Ребенок, который страдает от травмирующих обстоятельств своего детства, неизбежно станет депрессивным, тревожным и невротичным. Позитивным в этом взгляде на проблему является предположение, что улучшение условий обучения для находящихся в невыгодном положении учеников начальных классов должно привести к существенному улучшению их личностей и способностей.

Станет ли ситуация лучше, если окажется, что наши черты полностью генетически детерминированы? В этих условиях социальный фон не будет оказывать влияния на показатели интеллекта, поскольку яркие способности проявятся сами, независимо от того, что происходило с индивидуумами в ходе их развития. Ребенок, рожденный и воспитанный в самых ужасных социальных условиях, может превратиться в Эйнштейна. Дорогостоящее образование, которое дают своим детям представители среднего класса, не будет обеспечивать никаких преимуществ, когда речь пойдет об интеллектуальных и личностных показателях, т.е. следует ожидать, что в условиях меритократии (системы, в которой люди поднимаются до высот власти и влияния на основе собственных, индивидуальных заслуг) власть будет передаваться наиболее способным людям как из высших, так и из низших слоев общества, которые потом когда-нибудь вступят в брак друг с другом. Дети, рожденные от таких браков, также, вероятно, будут иметь способности выше среднего уровня (если мы принимаем утверждение, что способности генетически детерминированы). Это справедливо и для индивидуумов с низкими показателями IQ. В целом это тоже приведет к расколу общества, только на этот раз он будет базироваться на способностях, а не на случайном рождении в богатой семье.

Поскольку обучение будет преимущественно оказывать влияние на знания детей (а не на их генетически детерминированные способности), вероятно, не будет играть существенной роли тот факт, что школы и университеты недостаточно хорошо субсидируются и переполнены. А что если существуют явные расовые или другие групповые различия в показателях интеллекта или личностных чертах? Если члены каждого сообщества имеют тенденцию выбирать партнеров из того же сообщества (как, по-видимому, происходит на практике), эти различия вряд ли будут уменьшаться со временем: члены некоторых этнических групп всегда будут заканчивать карьеру назначением на высокие должности. Дальше может последовать худшее. Если мы полагаем, что показатели интеллекта определяются чисто генетическими факторами, нетрудно будет увеличить средний показатель интеллекта в стране. Действительно, можно подумать, что это желательно, поскольку может привести к большей экономической конкуренции. Для достижения этого необходимо просто обеспечить такие условия, чтобы у высокоинтеллектуальных индивидов рождалось бы больше детей (предпочтительно в браке с другими высокоинтеллектуальными индивидами), чем у низкоинтеллектуальных, — принцип, известный как «евгеника», который пропагандировали в прошлом некоторые психологи, а также диктаторы (например, Гитлер).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...