Большая часть исследований настроения проводилась из интереса к его клиническим последствиям, например, разрабатывались тесты для оценки уровней тревоги и депрессии пациентов. Многие опросники были созданы с целью измерять депрессию, тревогу, безнадежность, «негативный аффект» и т.п., и предпринималось сравнительно мало попыток оценить более приятные настроения -- такие, как бодрость, желание общаться или радость жизни. В связи с этим подходом существует две проблемы. Первая заключается в том, что различные исследователи могли изобретать шкалы, которые измеряют один и тот же конструкт, но обозначать его они могли по-разному. Шкала «тревожность» одного исследователя может измерять совершенно то же самое, что измеряют шкалы «состояние нейротицизма», «тоническое возбуждение» или «негативный аффект», предложенные другими учеными, и это может создавать огромную путаницу до тех пор, пока задания шкал не будут совместно подвергнуты факторному анализу с целью установить степень их совпадения. Вторая проблема состоит в том, что этот особый подход ad hoc к конструированию шкал может оставлять некоторые важные аспекты настроений без оценки. Кроме работы К. Сторма и Т. Сторма (Storm, Storm, 1987) (в которой не использовался факторный анализ) и небольшой ранней работы Кэттелла (упоминаемой в Cattell, 1973), предпринимались очень слабые попытки убедиться в том, что шкалы настроений — предположительно, даже исчерпывающие — действительно измеряют их полный диапазон. Различные теоретики в области изучения настроения имеют тенденцию использовать разные перечни заданий и благодаря этому обнаруживают разное число факторов.

Повторный анализ корреляций между шкалами настроений (Watson, Tellegen, 1985) и иерархический факторный анализ заданий, взятых из главных шкал настроений (такой, как приводится в McConville, Cooper, 19926), обнаруживают пять главных факторов настроений: депрессию, враждебность, усталость, тревогу и экстраверсию (также известную как «позитивный аффект»). Поскольку первые четыре фактора значимо коррелируют между собой, можно сгруппировать четыре шкалы вместе и назвать их «негативный аффект». Иначе говоря, можно заключить, что существует либо пять основных параметров настроения (пять первичных факторов), либо два параметра («позитивный аффект» и «негативный аффект»).

Крайне жаль, что термины «позитивный аффект» и «негативный аффект» были использованы для описания двух основных характеристик настроения, поскольку в литературе существует большая путаница по поводу того, что означают эти шкалы. Вы часто встретитесь с недоразумениями по этому поводу в журнальных статьях и книгах. Главное состоит в том, что позитивные и негативные аффекты не являются противоположными полюсами одного и того же измерения настроения; они свидетельствуют о существовании двух очень разных его аспектов. Примером негативного аффекта может служить общеизвестное «плохое настроение» (чувства депрессии, тревоги, гнева и т.д.), но противоположностью негативного аффекта не является позитивный аффект. Последний связан с чувствами энергии, энтузиазма и высоким уровнем активности. Человек, имеющий высокие баллы по позитивному аффекту, будет сообщать, что он чувствует себя активным, возбужденным и полным энтузиазма; человек, имеющий низкие баллы по позитивному аффекту, будет сообщать об ощущениях сонливости и вялости. Индивидуумы, набирающие высокие баллы по негативному аффекту, будут описывать себя подавленными, нервничающими или тревожными, в то же время те, у кого по этой же шкале будут получены низкие баллы, будут характеризовать себя спокойными и сдержанными. Тем не менее вполне возможно, что некоторые важные аспекты настроения не были обнаружены просто потому, что никто не задавал соответствующих вопросов, когда создавал опросники настроений. Было бы очень полезно, если бы кто-нибудь смог воспроизвести подход Кэттелла к личностной сфере применительно к изучению вопросов, оценивающих настроения, и в полном объеме исследовать природу настроения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...