Средовые эффекты

В этом разделе мы не будем рассматривать мотивационные состояния, отчасти чтобы сохранить разумный объем главы, но отчасти и потому, что о факторах, которые влияют на мотивацию человека, известно намного меньше, чем о факторах, которые влияют на настроения.

В эксперименте Изменить уровень настроения оказывается на удивление легко, используя методику Велтена (Velten, 1958; Martin, 1990) и ее производные. В оригинальном варианте методики испытуемые зачитывали стандартную серию утверждений, а затем их просили попытаться ощутить подразумеваемое в этих утверждениях настроение. Первые утверждения серии довольно безобидны (например: «Я чувствую себя сегодня несколько подавленным»), но вскоре они проникаются глубоким отчаянием (например: «Я чувствую себя настолько несчастным, что просто хочу умереть»), и, после того как испытуемый пройдет всю серию утверждений, он на самом деле начинает впадать в депрессию. Последнее отражается на показателях, получаемых у этих испытуемых по опросникам, а также по другим «объективным тестам» депрессии (таким, как увеличение времени принятия решения). Таким образом, это оказывается подлинным эффектом, а не некоторым вариантом «требуемой характеристики» (в которой участник видит цель эксперимента и решает дать экспериментатору тот вариант результатов, который от него ждут). В связи с этой методикой возникают две основные проблемы:

• по причинам, которые не до конца понятны, эта методика, по-видимому, недостаточно хорошо действует, если испытуемые — мужчины (Morris, 1985), и поэтому большинство исследований, использующих ее, выполнены на женских выборках;

• предпринимались лишь немногие попытки использовать методику Велтена, чтобы вызвать иные настроения помимо тревоги/депрессии.

Вслед за работами Велтена стали использоваться и другие виды вмешательств (например, просматривание видеоклипов и прослушивание музыкальных фрагментов). Эмоциональная окрашенность музыки, литературы, драмы и кинофильмов, вероятно, позволит считать приведенное выше описание довольно закономерным. Разумеется, чтение эмоционально заряженной литературы будет воздействовать на наше настроение; вероятно, именно поэтому мы и наслаждаемся ею. Между тем методика действительно обеспечивает удобный способ изменения настроений в лаборатории и может быть использована в экспериментах, чтобы исследовать многие переменные, о которых мы говорили в предыдущем разделе (например, для оценки временной динамики настроения). Единственная проблема состоит в малом числе экспериментов, в которых ее реально пытались использовать.

Жизненные события (как положительные, так и отрицательные) также влияют на настроение. Удивительно то существенное воздействие, которое оказывают мелкие житейские «неприятности» (такие, как дождливая погода, опоздание на поезд или потеря зонтика) на настроение (например, Gruen et ai, 1988). Подобно этому, несомненно, тривиальные позитивные события (такие, как обнаружение мелочи, оставленной в телефонной будке) могут вызвать приятные настроения (Isen, Levin, 1972).

Физиологические эффекты

Ситуация становится более сложной, когда мы обращаемся к физиологическим причинам настроения, поскольку огромное разнообразие химических веществ может влиять на настроения. Все же не до конца ясно, связаны ли в норме уровень настроения и повышенный (или пониженный) уровень некоторых нейротранс-миттеров, таких, как катехоламины. Как отмечает Шнерр (Schnurr, 1989), некоторые новые доказательства, по-видимому, позволяют предположить, что настроения (например, депрессия) не являются простыми функциями уровней этих химических факторов и не все депрессивные индивидуумы обнаруживают их сходные (низкие) уровни.

Познание и тревога

Одно из наиболее хорошо изученных состояний — тревога, которая является одним из первичных факторов настроения, упомянутых в начале главы. Для измерения этого состояния было разработано несколько опросников, в большинстве своем содержащих довольно неопределенные утверждения типа «Насколько тревожно вы чувствуете себя в данный момент?». Наиболее известен опросник тревожности как состояния и как черты (State-Trait Anxiety Inventory (STAI)) Спилбергера (Spielberger et ai, 1970), обеспечивающий надежное и валидное измерение как состояния тревоги, так и соответствующей черты (привычный уровень тревоги). Баллы, получаемые по версии STAI, измеряющей черту, значимо коррелируют с баллами, полученными по шкале «нейротицизм» Айзенка, давая основание предполагать, что тревога является важным компонентом нейротицизма (М. W. Eysenck, 1992).

Общепризнано, что чувство тревоги так же связано со многими психиатрическими состояниями (включая фобии, панические расстройства, синдром навязчивых состояний, посттравматический стресс), как и с собственно «генерализованным расстройством — тревогой» (по критерию ДСМ-4). В то же время любой, кто имеет опыт сдачи экзаменов, публичных выступлений или обращения к кому-либо с просьбой о свидании, будет испытывать это состояние в слабых формах.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...