Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей
Примечание. Буквой А обозначены субтесты интеллектуальной шкалы Амтхауэра: А2 — субтест «Определение общих признаков понятий» (способность к понятийной абстракции); A3 — субтест «Аналогии» (способность выявлять смысловые связи между словами); А6 — субтест «Ряды чисел» (способность устанавливать закономерность в числовых рядах); А7 — субтест «Составление фигур» (способность строить целостные пространственные представления); А8 — субтест «Кубики» (способность к пространственной ротации объекта). Ассоциативное кодирование означает преимущественное использование субъективных, эмоционально-личностных описаний неопределенных геометрических объектов (мягкий, веселый, угрожающий т. д.); предметное кодирование — использование предметных описаний (разбитое зеркало, игрушка, одуванчик и т. д.) по методике Артемьевой.
Таким образом, «быстрых/точных» отличает преобладание пространственных способностей над вербальными с преимущественной опорой на предметную стратегию кодирования неопределенных перцептивных стимулов. Любопытно, что именно быстрые/точные демонстрируют относительно более выраженный эффект интерференции, что является еще одним доказательством в пользу нашего предположения о продуктивной составляющей эффекта интерференции в методике Струпа.
Напротив, для «импульсивных» (быстрых/неточных) является типичным преобладание вербальных способностей над пространственными в сочетании с преимущественной опорой на ассоциативную стратегию кодирования неопределенных перцептивных стимулов. Весьма характерным представляется следующий факт: по набору представленных в таблице 20 интеллектуальных качеств «быстрые/точные» почти полностью идентичны «рефлективным». Другими словами, черты сходства имеют лица, находящиеся на разных полюсах стилевой оси импульсивность/рефлективность (этот факт уже неоднократно отмечался в предыдущих главах книги).
Рассмотрим доказательства «расщепления» полюса гибкости (в традиционной терминологии) когнитивного стиля ригидность/гибкость познавательного контроля с точки зрения значимых различий в интеллектуальных характеристиках между соответствующими субгруппами (гибкими и неинтегрирован-ными) в общей выборке испытуемых с высоким IQ (п = 149) (Кострикина, 2001). В таблице 21 приводятся значимые различия в интеллектуальных характеристиках соответствующих субгрупп. В верхней части таблицы указаны: количество испытуемых, образовавших каждый кластер; средние арифметические основного и дополнительного показателей. В основной части таблицы — перечень продуктивных и стилевых характеристик (в скобках приводятся их средние значения) с учетом уровня достоверности различий.
Таблица 21
«Расщепление» полюса гибкости познавательного контроля в выборке с IQ > 110
«Гибкие» (п = 52) |
«Неинтегрированные» (п = 18) |
Значения Р |
М времени интерференции 30,0 с |
М времени интерференции 16,4 с |
0,01 |
М показателя Т2/Т, 1,30 |
М показателя Т2/Т, 1,90 |
0,01 |
Низкий показатель А1 (108) |
Высокий показатель А1 (113) |
0,05 |
Низкий показатель А2 (110) |
Высокий показатель А2 (116) |
0,05 |
Низкий показатель A3 (104) |
Высокий показатель A3 (112) |
0,01 |
Высокий показатель А7 (121) |
Низкий показатель А7 (113) |
0,01 |
Высокий показатель А8 (134) |
Низкий показатель А8 (120) |
0,001 |
Низкий показатель А9 (112) |
Высокий показатель А9 (119) |
0,05 |
Высокий IQ (118) |
Низкий IQ (112) |
0,05 |
Низкий уровень предметного кодирования (80) |
Высокий уровень предметного кодирования (96) |
0,01 |
Много категорий в тесте Торренса «Круги» (20) |
Мало категорий в тесте Торренса «Круги» (15) |
0,05 |
Быстрый когнитивный темп в методик' Кагана, с (26,0) |
Медленный когнитивный темп в методике Кагана, с (42,0) |
0,01 |
Примечание. Буквой А обозначены субтесты интеллектуальной шкалы Амтхауэра: А1 — субтест «Логический отбор» («чувство языка»); А2 — субтест «Определение общих признаков понятий» (способность к понятийной абстракции); A3 — субтест «Аналогии» (способность устанавливать смысловые связи между понятиями); А7 — субтест «Составление фигур» (способность строить целостные пространственные представления); А8 — субтест «Кубики» (способность к пространственной ротации объекта); А9 — субтест «Память» (способность к опосредованному запоминанию). Предметное кодирование означает преобладание предметных описаний неопределенных геометрических фигур (по методике Артемьевой).
Смотрите также
Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...
Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...
Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...