Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей
Согласно таблице 14, «фиксированные ПЗ» (в студенческой выборке ярко выраженных «фиксированных ПЗ» всего три человека из 45) при установлении сходства между значениями слов в большей мере склонны использовать глобальные критерии, тогда как «мобильные ПЗ» — аналитические критерии. Кроме того, они испытывают явные затруднения при вербализации цветовых впечатлений, что находит свое отражение в росте показателя дискоординации словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций. Наконец, в данном случае имеет место отчетливое проявление эффекта крайних позиций: именно «фиксированные ПЗ» имеют на стилевой оси экстремально большие значения времени нахождения простой фигуры в сложной.
Итак, «расщепление» полюсов когнитивного стиля ПЗ/ПНЗ имеет свою специфику в выборке студентов университета: среди них крайне мало «фиксированных» ПЗ и «фиксированных ПНЗ». «Расщепление» полюса ПНЗ, судя по всему, идет по линии степени сформированности непроизвольных контролирующих стратегий. «Расщепление» полюса ПЗ обусловлено — наряду со степенью сформированности непроизвольного интеллектуального контроля — степенью интеграции словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта.
Узкий/широкий диапазон эквивалентности
Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Свободная сортировка слов» (рис. 8).
Как видно из рисунка 8, в рамках когнитивного стиля узкий/ши-рокий диапазон эквивалентности выделяются три четко различимых кластера, которые могут быть проинтерпретированы как субгруппы «категоризаторов» (кластер 1), «дифференциаторов» (кластер 2) и «глобалистов» (кластер 3). Факт выпадения субгруппы «детализаторов» имеет принципиальное значение, поскольку подтверждает специфику проявления феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей в зависимости от особенностей выборки (в данном случае студентов университета).
Обозначения кластеров: а — 1; X— 2; О— 3; + — центроиды
f> Рис. 8. Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю узкий/широкий диапазон эквивалентности в координатах основного показателя «количество групп» и дополнительного показателя «коэффициент категоризации»
В таблице 15 приводятся названия кластеров с указанием процентного соотношения испытуемых, образующих эти кластеры, а также значения центроидов каждого из выделившихся кластеров.
Таблица 15
Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений центроидов
Названия кластеров |
% испытуемых |
Количество групп |
Коэффициент категоризации |
1. «Категоризаторы» |
31,1 |
6,1 |
0,91 |
2. «Дифференциаторы» |
55,5 |
9,1 |
0,67 |
3. «Глобалисты» |
13,3 |
5,3 |
0,35 |
Таблица 16 «Расщепление» полюса широты диапазона эквивалентности
«Категоризаторы» (п - 14) |
«Глобалисты» (п - 6) |
Значения Р |
М количества групп 6,1 |
М количества групп 5,3 |
Не значимо |
М коэффициента категоризации 0,91 |
М коэффициента категоризации 0,35 |
0,01 |
Высокий показатель словесно-речевого компонента понятийных структур, балл (14,7) |
Низкий показатель словесно-речевого компонента понятийных структур, балл (8,0) |
0,05 |
Поленезависимость, с (25,5) |
Полезависимость, с (37,6) |
0,01 |
Высокая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (49,6) |
Низкая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (44,8) |
0,05 |
Высокая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (14,4) |
Низкая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (10,7) |
0,05 |
Высокая структурная проработанность стимула в тесте Торренса, балл (32,2) |
Низкая структурная проработанность стимула в тесте Торренса, балл (25,3) |
0,01 |
Низкая оригинальность названий в тесте Торренса, балл (11,2) |
Высокая оригинальность названий в тесте Торренса, балл (19,5) |
0,01 |
Смотрите также
Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...
Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...
Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...