Согласно таблице 14, «фиксированные ПЗ» (в студенческой выборке ярко выраженных «фиксированных ПЗ» всего три человека из 45) при установлении сходства между значениями слов в большей мере склонны использовать глобальные критерии, тогда как «мобильные ПЗ» — аналитические критерии. Кроме того, они испытывают явные затруднения при вербализации цветовых впечатлений, что находит свое отражение в росте показателя дискоординации словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций. Наконец, в данном случае имеет место отчетливое проявление эффекта крайних позиций: именно «фиксированные ПЗ» имеют на стилевой оси экстремально большие значения времени нахождения простой фигуры в сложной.

Итак, «расщепление» полюсов когнитивного стиля ПЗ/ПНЗ имеет свою специфику в выборке студентов университета: среди них крайне мало «фиксированных» ПЗ и «фиксированных ПНЗ». «Расщепление» полюса ПНЗ, судя по всему, идет по линии степени сформированности непроизвольных контролирующих стратегий. «Расщепление» полюса ПЗ обусловлено — наряду со степенью сформированности непроизвольного интеллектуального контроля — степенью интеграции словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта.

Узкий/широкий диапазон эквивалентности

Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Свободная сортировка слов» (рис. 8).

Как видно из рисунка 8, в рамках когнитивного стиля узкий/ши-рокий диапазон эквивалентности выделяются три четко различимых кластера, которые могут быть проинтерпретированы как субгруппы «категоризаторов» (кластер 1), «дифференциаторов» (кластер 2) и «глобалистов» (кластер 3). Факт выпадения субгруппы «детализаторов» имеет принципиальное значение, поскольку подтверждает специфику проявления феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей в зависимости от особенностей выборки (в данном случае студентов университета).

Обозначения кластеров: а — 1; X— 2; О— 3; + — центроиды

Обозначения кластеров: а — 1; X— 2; О— 3; + — центроиды

f> Рис. 8. Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю узкий/широкий диапазон эквивалентности в координатах основного показателя «количество групп» и дополнительного показателя «коэффициент категоризации»

В таблице 15 приводятся названия кластеров с указанием процентного соотношения испытуемых, образующих эти кластеры, а также значения центроидов каждого из выделившихся кластеров.

Таблица 15

Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений центроидов

Названия кластеров

% испытуемых

Количество групп

Коэффициент категоризации

1. «Категоризаторы»

31,1

6,1

0,91

2. «Дифференциаторы»

55,5

9,1

0,67

3. «Глобалисты»

13,3

5,3

0,35

Второй кластер проинтерпретирован как субгруппа «дифференциаторов», поскольку для его представителей наряду с относительно высоким значением коэффициента категоризации характерно минимальное наличие единичных групп, состоящих только из одного слова (среднее значение этого показателя 1,24). Данная субгруппа преобладает в рамках обследованной выборки.

Таблица 16 «Расщепление» полюса широты диапазона эквивалентности

«Категоризаторы» (п - 14)

«Глобалисты» (п - 6)

Значения Р

М количества групп 6,1

М количества групп 5,3

Не значимо

М коэффициента категоризации 0,91

М коэффициента категоризации 0,35

0,01

Высокий показатель словесно-речевого компонента понятийных структур, балл (14,7)

Низкий показатель словесно-речевого компонента понятийных структур, балл (8,0)

0,05

Поленезависимость, с (25,5)

Полезависимость, с (37,6)

0,01

Высокая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (49,6)

Низкая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (44,8)

0,05

Высокая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (14,4)

Низкая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (10,7)

0,05

Высокая структурная проработанность стимула в тесте Торренса, балл (32,2)

Низкая структурная проработанность стимула в тесте Торренса, балл (25,3)

0,01

Низкая оригинальность названий в тесте Торренса, балл (11,2)

Высокая оригинальность названий в тесте Торренса, балл (19,5)

0,01

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...