Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей
В таблице 16 приводятся значимые различия между субгруппами на полюсе широты диапазона эквивалентности по стилевым и продуктивным характеристикам интеллектуальной деятельности. В верхней части таблицы указывается количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.
Таким образом, психологическая неоднородность полюса «широкий диапазон эквивалентности» просматривается с достаточной очевидностью. Характерно, что «глобалисты», будучи полезависимыми, отличаются низким уровнем развития как конвергентных, так и дивергентных способностей. Высокие показатели оригинальности названий по тесту Торренса, согласно ранее полученным данным, могут свидетельствовать не только о творческой продуктивности, но и о своеобразной форме гиперкомпенсации проявлений когнитивной несостоятельности (в частности, низкой способности к пространственным и категориальным преобразованиям информации) в виде «парадоксальной креативности» (Холодная, 2002). Что касается полюса «узкий диапазон эквивалентности», средствами кластерного анализа он «расщепился» в весьма своеобразной форме — как «выпадение» второй теоретически ожидаемой субгруппы («д етализаторов» ).
Ригидный/гибкий познавательный контроль
Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Словесно-цветовая интерференция» (рис. 9).
Согласно рисунку 9, выделяются четыре непересекающихся кластера, которые «расщепляют» каждый полюс когнитивного сгиля ригидность/гибкость познавательного контроля на две субгруппы. Последние были проинтерпретированы как «гибкие» (кластер 1), «интегрированные» (кластер 2), «неинтегри-рованные» (кластер 3) и «ригидные» (кластер 4).
Б таблице 17 приводятся названия кластеров с указанием процентного соотношения испытуемых, образующих данные кластеры, а также значений центроидов каждого из выделившихся кластеров по основному и дополнительному показателям.
Рис. 9. Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю ригидность/гибкость познавательного контроля в координатах основного показателя «величина интерференции» (Т3 - Т2) и дополнительного показателя «соотношение времени выполнения карт «цвет» и «слова» (Т/Т,)
Таблица 17
Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений центроидов
Названия кластеров |
% испытуемых |
Величина интерференции, с |
т2/т1 |
1. «Гибкие» |
40,0 |
24,8 |
1,18 |
2. «Интегрированные» |
24,4 |
47,1 |
1,31 |
3. «Неинтегрированные» |
28,9 |
28,1 |
1,55 |
4. «Ригидные» |
6,7 |
87,7 |
1,45 |
Из таблицы 17 видно, что в силу специфики студенческой выборки субгруппа «ригидных» представлена минимальным числом испытуемых, тогда как на субгруппу «гибких» приходится почти половина выборки. Важно отметить, что именно «ригидные» де-монст рируют эффект крайней стилевой позиции (величина интерференции выражена в этой субгруппе в максимальной степени). Ниже в таблицах 18 и 19 приводятся значимые различия между субгруппами по стилевым и продуктивным характеристикам интеллектуальной деятельности на полюсе гибкости и полюсе ригидности. В верхней части таблицы указываются количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.
Таблица 18 «Расщепление» полюса гибкости познавательного контроля
«Гибкие» (п = 18) |
«Неинтегрированные» (п = 13) |
Значения Р |
М времени интерференции 24,8 с |
М времени интерференции 28,1с |
Не значимо |
М показателя Т2/Т1 1,18 |
М показателя Т2/Т1 1,55 |
0,05 |
Делают меньше выборов в графах «слабо-средне» по СД (25,6) |
Делают больше выборов в графах «слабо-средне» по СД (37,3) |
0,05 |
Медленно читают слова в 1-й карте методики Струпа, с (44,8) |
Быстро читают слова в 1-й карте методики Струпа, с (40,8) |
0,05 |
Быстро называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (53,3) |
Медленно называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (63,5) |
0,02 |
Быстро выполняют конфликтную карту методики Струпа, с (78,2) |
Медленно выполняют конфликтную карту методики Струпа, с (91,6) |
0,05 |
Задают мало вопросов «идеальному компьютеру» (8,6) |
Задают много вопросов «идеальному компьютеру» (14,5) |
0,02 |
Смотрите также
Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...
Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...
Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...