Согласно Роджерсу, человек лучше всего может прийти к пониманию своей личности в контексте тесного клинического взаимодействия с терапевтом, который конгруэнтен (т.е. хорошо знает себя), наделен эмпатией (т.е. способен смотреть на мир с позиций другой личности) и имеет безусловное позитивное отношение к клиенту (т.е. клиент чувствует, что терапевт любит и ценит его как личность и это не обусловлено тем, что клиент говорит или делает). Терапевт будет внимательно слушать, задавать вопросы, при необходимости уточнять детали, и зачастую он будет обеспечивать продуманную обратную связь, чтобы клиент осознал: терапевт понимает личное значение того, что говорится или подразумевается. На этом основании терапевт выстраивает картину чувств, забот и характера клиента и может помочь ему проанализировать его возможности в плане действия,' его чувства и расхождения между реальным и идеальным образами Я и другие клинически близкие проблемы.

В трудах Роджерса имеется немало примеров вдумчивых комментариев терапевтов. Ниже приводится выдержка из работы Роджерса (Rogers, 1967); в ней прослеживается достаточно запутанное описание того, как ранее ожесточенная клиентка ощущает, что внутри нее существует нечто, абсолютно лишенное ненависти.

Терапевт: Мне хотелось бы понять, смогу ли я «ухватить» то, что это значит для Вас. Дело в том, что если Вы очень хорошо изучили себя, постигая суть переживаний, собирая их кирпичик к кирпичику, и в этом смысле стали более сосредоточенной на себе; крайне важно, что, открывая в себе то, что составляет Вашу сущность, отделенную от всего остального, Вы приходите к очень глубокому и чрезвычайно волнующему осознанию того, что ядро Вашего Я существует не только без ненависти, но на самом деле в чем-то, может быть, напоминает святого, что-то по-настоящему очень чистое — вот слово, которое я хотел бы использовать. И что Вы можете попытаться обесценить это. Вы можете сказать, что, возможно, это сублимация, какое-то аномальное проявление, сумасбродство и т.д., но внутри себя Вы знаете,.что это не так. Оно включает чувства, которые могли бы обладать насыщенной сексуальной выразительностью, но оно оказывается большеи действительно глубже, чем сексуальное чувство, и способно, вместе с тем, вобрать а себя все, оно может быть частью сексуальной экспрессии. Клиентка: Возможно, я чувствую что-то подобное.

Понятно, что измерение отношения к себе такими средствами может быть длительным и трудным процессом, требующим большой чувствительности и проницательности, и всегда будет существовать какое-то неотступное ощущение, что терапевт может «вести» клиента путями, которые будут поддерживать его собственные теоретические установки, выбирая одни аспекты диалога и придавая им большее значение, чем другим. Однако существуют и другие методики измерения отношения к себе, идеальному Я и т.д.

Q-сортировка — методика, предложенная Стефенсоном (Ste-phenson, 1953) для определения того, как индивидуум оценивает себя. Клиенту дают приблизительно 100 карточек, на каждой из которых написано утверждение, связанное с описанием себя (они взяты из клинических интервью), например: «Как правило, люди мне нравятся», «Я не доверяю собственным чувствам», «Я боюсь того, что другие люди могут обо мне подумать» и т.д. Клиента просят распределить эти карточки на несколько стопок (приблизительно 5), ранжируя написанные на них утверждения — от наиболее характерных для него до наименее характерных. Число карточек, помещаемых в каждую стопку, обычно точно определено, так чтобы количество карточек в каждой группе следовало закону нормального распределения.

Положение каждой карточки регистрируется, и упражнение повторяется при других условиях, например, после нескольких сеансов терапии или после обращения к клиенту с просьбой рассортировать карточки в соответствии с его идеальным, а не актуальным представлением о себе. Нетрудно проследить изменения способов сортировки карточек и таким образом выстроить картину развития Я-концепции или уточнить характеристики, по которым актуальное Я достаточно существенно отличается от идеального Я, и все это может быть с пользой проанализировано во время терапевтического интервью.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...