факта, что женщина воспринимает своего мужа в значительной степени так же, как она воспринимает сексуальных маньяков.

Метод репертуарной решетки может помочь в решении всех этих вопросов. Основная идея очень проста. Каждого испытуемого просят записать имя одного реального человека, который занимает значительное место в его жизни — обычно здесь фигурируют реальные люди, а не вымышленные стереотипы. Таким образом, испытуемого будут просить подумать, например, об одном конкретном брате, а не о собирательном образе всех братьев. Имена этих индивидуумов определяются как «элементы». Обычно используется около дюжины таких «ролевых персонажей». Типичный набор ролей может включать самого испытуемого, его мать, отца, супруга, конкретного брата, конкретную сестру; того, кого испытуемый очень не любит; того, кого он очень жалеет; начальника на работе, близкого друга того же пола, любимого учителя и т.д. Они обычно выбираются таким образом, чтобы охватить все основные системы отношений в жизни испытуемого как с любимыми, так и с нелюбимыми индивидуумами, фигурирующими в этом списке.

Элементы могут быть специально отобраны в клинических целях. Терапевт, стремящийся понять Я-концепцию личности, может включить такие позиции, как «Я сам, каким я хотел бы быть», «Я сам, какой я сейчас», «Я сам, каким видит меня моя семья», «Я сам, каким я был 5 лет тому назад». Терапевт, желающий изучить наклонности клиента к злоупотреблению алкоголем, может включить фразы типа «Я сам перед выпивкой», «Я сам после выпивки», «Я такой, каким, как я полагаю, я буду после выпивки», а кто-то, пытающийся выделить проблемы, связанные с супружеством, может включить фразы типа «Я такой, каким я представляюсь моему партнеру» или «мой партнер». Возможность приспособить репертуарную решетку к обстоятельствам жизни любого индивидуума — одна из сильнейших сторон этого метода. Однако в настоящий момент мы просто рассмотрим типы элементов, которые могут быть предназначены «нормальным» людям.

Испытуемый, заполняющий решетку, показанную на рис. 12.1, вписывает имена подходящих индивидуумов под их «ролевыми персонажами» в первый ряд решетки.

Затем испытуемому предлагается выбрать только три из них, причем выбор осуществляется более или менее произвольно, и его просят подумать об одной важной психологической характеристике, по которой любой из этих индивидуумов отличается от двух других.

Отец

Питер

Мать Фиона

Я сам

Дэвид

Начальник Марк

Друг Фред

Скупой

Щедрый

Счастливый

Несчастный

Оживленный

Тихий

и т.д.

и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...