Надо иметь в виду два момента, когда кого-либо поощряешь к порождению конструктов. Во-первых, необходимо поощрять испытуемых к порождению конструктов, которые представляют психологические характеристики, а не, например, физические особенности (высокий или низкий, мужчина или женщина) или что-либо, имеющее отношение к образу жизни людей или к их привычкам (богатый или бедный, житель города или деревни, пьяница или трезвенник). Во-вторых, важный принцип состоит в том, что каждый конструкт должен отличаться от представленных ранее. Необходимы спокойные расспросы, чтобы убедиться в том, что испытуемый чувствует значимость этого.

После того как конструкты испытуемых выявлены, необходимо узнать, каким образом они воспринимают («истолковывают») каждый из элементов. Есть несколько способов сделать это. Наиболее простой способ — попросить испытуемого проранжировать каждый элемент по пятибалльной шкале. Ранг 1 указывает на то, что выражение в колонке слева (эмерджентный полюс конструкта) описывает элемент совершенно тбчно. Для первого конструкта рис. 12.1 — это слово «скупой». Ранг 5 указывает на то, что выражение в колонке справа — «контрастный полюс» конструкта — описывает элемент очень точно; в данном случае это слово «щедрый». Ранг 2 будет указывать на то, что элемент довольно скупой, ранг 4 будет показывать, что элемент довольно щедрый, а ранг 3 будет означать, что элементы не будут отличаться ни особой скупостью, ни особой щедростью. Таким способом ранжируется каждая личность, или «элемент», а затем испытуемый переходит к следующему конструкту. В конечном счете репертуарная решетка приобретает такой вид, как изображено на рис. 12.2.

Задание для самопроверки 12.2

Что означают понятия: (а) конструкт, (6) ролевой персонаж, (в) элемент, (г) триада?

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...