Вам может показаться интересным либо самим заполнить репертуарную решетку, либо помочь близкому другу сделать это (в последнем случае обязательно имейте в виду, что вы должны обеспечить ему конфиденциальность результатов и сенситивную обратную связь, см. главу 2). Первый шаг заключается в том, чтобы набросать список «элементов» для человека, который будет заполнять решетку. Дайте список «ролевых персонажей», таких, как Я сам, мать, отец, супруг, друг того же пола, некто очень нелюбимый, друг противоположного пола, влиятельный учитель, некто вызывающий жалость, самый нелюбимый политик, брат, сестра, Я сам через 10 лет. Вам следует выбрать около дюжины фигур, которые кажутся наиболее подходящими для человека, которого это касается.

Затем вы должны решить, сколько конструктов следует извлечь, и вновь дюжина будет, вероятно, наиболее разумным числом. Установив, что вы собираетесь выявить 12 конструктов, вам следует подготовить список из 12 различных триад элементов, например: «мать — Я сам — наименее любимый политик», следующий вариант триады: «друг того же пола — друг противоположного пола — брат». Не так уж существенно, кого вы выбираете, но было бы разумно убедиться, что вы используете каждый элемент, по крайней мере, дважды.

Третий шаг состоит в том, чтобы нарисовать решетку на листе бумаги, используя табл. 12.1 в качестве образца. Ваша решетка должна содержать 14 столбцов (поскольку 12 элементов + 2 полюса каждого конструкта) и 12 рядов. Построив решетку, вы готовы начать тестирование.

В первую очередь вы должны объяснить цель эксперимента и обеспечить, чтобы испытуемый был настроен положительно и не возражал против того, что вы хотите узнать его мысли обо всех значимых людях в его жизни. Если вы уловите любое проявление недовольства, вы должны просто заполнить решетку сами. Затем вам нужно попросить испытуемого вписать имена конкретных людей, которые исполняют каждую из 12 ролей, написанных вами в первом ряду решетки: это будут 12 элементов. Имя каждого человека должно появиться только один раз, и если некоторые ролевые персонажи окажутся неподходящими (например, ролевой персонаж «брат» для единственного ребенка в семье), следует поощрить испытуемого подумать о конкретном человеке, которого, например, он мог бы воспринимать как брата.

Следующий шаг состоит в том, чтобы представить первые триады элементов из вашего списка и попросить испытуемого подумать о наиболее очевидном признаке, по которому каждый из трех индивидуумов отличается от двух других. Ответ испытуемого в форме слова или короткой фразы должен быть вписан в первый столбец. Затем вы должны попросить испытуемого назвать свойство, противоположное этой характеристике, и вписать это слово или фразу в последний столбец. Затем эта процедура повторяется для оставшихся 11 триад. Вы должны убедиться, что каждый конструкт — это психологическая характеристика и она оказывается отличной от всех тех, которые фигурировали перед этим. Если два конструкта выглядят сходным образом, вы должны спросить испытуемого, будет ли, например, «довольный—сдержанный» означать для него то же самое, что и «расслабленный—тревожный». Если окажется, что это так, вам следует предложить испытуемому подумать о другом конструкте. Если он испытывает в связи с этим трудности, предложите ему подумать о том, чтобы использовать триаду другим способом. Например, вместо того чтобы думать над тем, в чем он отличается от своих отца и матери, он может подумать над тем, чем его мать отличается от него самого и от его отца например. Может оказаться так, что испытуемый в конце концов окажется не в состоянии продуцировать любые новые конструкты; в этом случае вы должны либо перейти к другой триаде, либо просто переключиться на следующую стадию.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...