Представьте себе, что один человек использует слова «нервозный—уверенный» как один из своих конструктов, другой — слова «сдержанный—холодный», а третий человек — слова «тревожный-разумный». Означают ли какие-либо из этих конструктов одно и то же или нет? Нет никакого способа ответить на этот вопрос. Это делает в конечном счете невозможным сравнение репертуарных решеток, порождаемых разными людьми. Вы можете подумать, что обычное понуждение индивидов к использованию одного и того же конструкта (это может быть достигнуто предоставлением стандартного набора конструктов, которые должны быть использованы при заполнении решетки) будет способствовать решению проблемы. С моей точки зрения, это не так. Ваше определение «тре-

зожного» и(или) «разумного» может весьма отличаться от моего; ;ледовательно, мы можем использовать конструкт «тревожный— эазумный» разными способами. Иначе говоря, теория Келли, так как и теория Роджерса, представляет психологию, предназна-1енную только для понимания отдельных индивидуумов. Она не юзволяет сравнивать различных людей.

Предложения по дополнительному чтению

Различные издания книги Баннистера и Франселлы Пытливый человек (например, Bannister, Fransella, 1971), Экспериментирование с теорией личных конструктов (Fransella, Thomas, 1988) и руководство Франселлы и Баннистера (Fransella, Bannister, 1977) дают хорошие начальные знания методики, а Неймейер (Neimeyer, 1985) прослеживает ее развитие. Существует также обширная литература по использованию методологии решеток, хотя эти статьи чаше появляются в специализированных журналах, которые не слишком широко распространены. Имеется также несколько превосходных психологических сайтов по личным конструктам в World Wide Web. Надежный источник информации по методологии Q-сортировки — книга Блока (Block, 1961), а также его описание большого лонгитюдного исследования, в котором методика Q-сортировки использовалась для того, чтобы упорядочить неконтролируемую массу количественных данных (Block, 1971).

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...