Чем выше величина коэффициента альфа, тем меньше будет ошибка при измерении черты, и, зная надежность теста и стандартные отклонения тестовых оценок, можно извлечь статистическую характеристику, которая называется «стандартная ошибка измерения» («standard-error of measurement» (SEM)). Она показывает, насколько ошибка измерения может быть связана с каждым измерением. Можно установить, что если оценка человека по тесту равна 35, то с 99%-ной вероятностью можно полагать, что подлинная оценка находится где-то между 30 и 38*.

Формула для вычисления стандартной ошибки такова:

где SD — стандартное отклонение тестовых оценок. Таким образом, тест со стандартным отклонением 1,0 и надежностью 0,7 будет иметь стандартную ошибку 5,4. Если бы его надежность была равна 0,9, то стандартная ошибка измерения упала бы до 3,1. Таким образом, знание надежности теста позволяет делать некоторые интересные заключения, касающиеся величины ошибки, которая, вероятно, имеется в любом измерении, при условии, конечно, что задания данного теста можно считать репрезентативными по отношению к полному набору заданий.

* Если вам захочется сделать это на практике, я вам очень советую перед этим проконсультироваться с книгой Нанелли (Nunnally, 1978, р. 241). Процедуры, описанные в большинстве руководств по использованию тестов (даже таких широко используемых, как WISC-III) и во многих учебниках по психометрике, неправильны.

Задание для самопроверки 13.2

(а) Что такое KR-20 и альфа Кронбаха?

(б) Почему при разработке опросника нецелесообразно перефразировать одно и то же задание несколько раз?

(в) О чем говорит стандартная ошибка измерения?

(г) Представьте себе, что мы имеем два теста, которые ставят своей целью измерение тревоги. Тест 1 имеет надежность 0,81, а тест 2 имеет надежность 0,56. Какой будет корреляция между каждым из этих тестов и подлинной оцеукой? Какой будет самая большая корреляция, которую вы, вероятно, получите, если будете коррелировать оценки индивидуумов, полученные по тесту 1, с их же оценками, полученными по тесту 2?

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...