Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей
Выше уже отмечалось, что психология когнитивных стилей сформировалась на стыке психологии познания и психологии личности. Более того, стилевые исследования изначально были связаны с установкой объяснить личность и предсказать ее поведение посредством изучения индивидуально-своеобразных способов организации познавательной деятельности.
По мере развертывания стилевых исследований постепенно накапливались факты, свидетельствующие о том, что когнитивные стили относятся к числу базовых характеристик индивидуальности, о чем свидетельствовала их тесная связь как с биологическими, так и с социальными факторами.
Генетические исследования когнитивных стилей, которые крайне малочисленны, касаются главным образом таких стилевых свойств, как импульсивность/рефлективность (И/Р) и полеза-висимость/поленезависимость (ПЗ/ПНЗ). При изучении И/Р какое-либо существенное влияние генотипа на вариативность этого когнитивного стиля, как правило, не подтверждается.
Что касается ПЗ/ПНЗ, здесь выводы более однозначны: высказывается мнение, что генотип определяет до 50 % вариативности показателей этого стиля. Оставшаяся половина дисперсии ПЗ/ПНЗ определяется различающимися параметрами среды (Григоренко, Лабуда, 1996). В Московском близнецовом лонги-тюдном исследовании были сопосталены показатели ПЗ/ПНЗ и интеллекта у детей 6,7 и 10 лет. Генетические корреляции, подсчитанные между этими показателями, увеличивались с возрастом, но не превысили величины 0,59. Этот результат, по мнению авторов, свидетельствует о том, что по мере развития ПЗ/ПНЗ сближается с интеллектом по механизмам, лежащим в основе ее регуляции, но, тем не менее, сохраняет определенную специфику (Егорова, Зырянова, 1997).
Имеются данные о том, что когнитивные стили изменяются с возрастом. При этом возрастная динамика некоторых когнитивных стилей повторяет онтогенетическую динамику основных познавательных функций, характеризующуюся своего рода гетерогенностью.
В частности, дети, как правило, полезависимы; затем происходит рост поленезависимости (ее пик приходится на подростковый и юношеский возраст) с последующим постепенным нарастанием полезависимости к пожилому возрасту (Larsen, 1982; Hooper, Hooper, Colbert, 1984 и др.). Тем не менее Уиткин, ссылаясь на результаты лонгитюдного исследования 30 испытуемых в возрастах 10, 14, 17 и 24 лет, пришел к выводу, что хотя у всех испытуемых наблюдался рост ПНЗ с возрастом, однако ранговое место каждого индивидуума на шкале ПЗ/ПНЗ оставалось постоянным (Witkin, Goodenough, Karp, 1967).
Аналогично, при относительно высоком уровне гибкости познавательного контроля в юношеском возрасте в ходе онтогенеза отмечается постепенное смещение на полюс ригидности с максимальными значениями эффекта интерференции в пожилом возрасте (хотя не ясно, как обстоят дела с проявлением этого стиля в младшем школьном возрасте, когда дети уже умеют читать). С другой стороны, с возрастом растет рефлективность, при этом в пожилом возрасте в наибольшей мере замедляется когнитивный темп (Larsen, 1982). Кроме того, пожилые люди обычно используют более широкие категории сравнительно с представителями более молодого возраста (Laurence, Arrowood, 1982).
В одном из наших исследований изучалась мера выраженности четырех когнитивных стилей в юношеском (18-20 лет) и пожилом (60-75 лет) возрастах (Холодная, Маньковский, Ба-чинская, Лозовская, Демченко, 1998). В таблице 24 представлены средние значения показателей полезависимости/поле-независимости, импульсивности/рефлективности, ригидности/ гибкости познавательного контроля и узости/широты диапазона эквивалентности в двух возрастных выборках: юношеский (п = 34) и пожилой (п = 27).
Таблица 24
Стилевые характеристики интеллектуальной деятельности в юношеском и пожилом возрастах
Когнитивные стили |
Юношеский возраст (п = 34) |
Пожилой возраст (п = 27) |
Р |
||
М |
а |
М |
с |
||
Полезависимость/поленезависи-мость (время нахождения простой фигуры в сложной, с) |
25,9 |
14,7 |
86,1 |
27,4 |
0,001 |
Импульсивность/рефлективность а) количество ошибок б) время первого ответа, с |
8,6 44,0 |
4,6 19,3 |
8,0 64,9 |
6,1 22,9 |
Не значимо 0,001 |
Ригидность/гибкость познавательного контроля (величина интерференции, с) |
33,8 |
13,8 |
81,6 |
23,9 |
0,001 |
Узость/широта диапазона эквивалентности (количество групп) |
7,3 |
2,9 |
7,9 |
3,1 |
Не значимо |
Смотрите также
Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...
«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...
Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...