Методы исследования

Задача данного исследования заключалась в изучении соотношений между определенными когнитивными стилями и личностными чертами, характеризующими особенности познавательной направленности (на примере интерпретации отдельных объектов и ситуаций фрустрации).

В третьей серии исследований (часть результатов по данной серии, в которой участвовало 27 испытуемых-студентов, приведена в главах 3 и 4) использовались методики для выявления четырех основных когнитивных стилей, а также методики на выявление особенностей познавательной направленности личности (методика «Волшебник» и методика Розенцвейга).

Методики на выявление когнитивных стилей:

1) полезависимость/поленезависимость (ПЗ/ПНЗ) — методика «Включенные фигуры», индивидуальный вариант; показатель — скорость нахождения простой фигуры в сложной;

2) узость/широта диапазона эквивалентности (УДЭ/ШДЭ) — методика «Свободная сортировка объектов» (в двух вариантах: сортировка карточек со словами и расположенными в случайном порядке наборами точек); показатели — количество выделенных групп;

3) импульсивность/рефлективность (И/Р) — методика «Сравнение похожих рисунков»; показатели — время первого ответа (с) и количество ошибок;

4) ригидность/гибкость познавательного контроля (Р/Г) — методика «Словесно-цветовая интерференция»; показатели — величина интерференции, (Т3 - Т2), (с) и мера координации сенсорно-перцептивных и словесно-речевых реакций (Tj/Tj).

Методика «Волшебник», позволяющая выявить особенности индивидуальной познавательной направленности (меру субъективированности/объективированности индивидуальных ментальных репрезентаций в условиях интерпретации разнородных объектов). Идея методики принадлежит французской исследовательнице Ж. Руайан.

♦ Испытуемому предъявляется инструкция следующего содержания: «Представьте себе, что вы — волшебник и что вы можете по своему желанию превратиться во что угодно. Например, в какое животное вы хотели бы превратиться? Почему?» и т. д. Всего предъявлялось 8 позиций: животное, предмет домашнего обихода, растение, инструмент, сооружение, часть дома, мебель, природный материал. Все 8 позиций реа-лизовывались сначала в положительном варианте («во что хочу превратиться»), а затем — в отрицательном («во что не хочу превратиться»). Показатели:

а) процентное соотношение ответов объектной направленности (ответы типа «хочу быть , так как данный объект обладает определенными качествами, деталями, возможностями»);

б) процентное соотношение ответов субъективно-личной направленности (ответы типа «хочу быть , так как определенным образом отношусь к данному объекту либо смогу решить с его помощью какие-либо свои проблемы»);

в) ответы функциональной направленности (ответы типа формальной констатации полезности, важности данного объекта).

Методика Розенцвейга, позволяющая выявить особенности индивидуальной познавательной направленности в условиях реагирования на фрустрирующую ситуацию.

♦ Показатели (оценки ответов испытуемых по критериям направленности и типа реакции на фрустрирующие ситуации, в %): по направленности реакции — 1) экстрапунитивные (Е); 2) интрапунитивные (I); 3) импунитивные (М); по типу реакции — 1) препятственно-доминант-ные (0D); 2) самозащитные (ED); 3) разрешающие (NP). Есть основания полагать, что направленность и тип реакций испытуемых зависят от особенностей восприятия и понимания фрустрирую-щей ситуации. Возможность такого толкования показателей методики Розенцвейга подтвердил Дж. Брунер на примере анализа интрапуни-тивных реакций. Так, он писал, что « .содержание понятия интра-пунитивности можно рассматривать как характеристику тех гипотез, с которыми индивид подходит к ситуации фрустрации. Он склонен оценивать неопределенную информацию как подтверждающую его собственную вину. Чем выше степень интрапунитивности, тем меньше соответствующей информации требуется для подтверждения собственной виновности»(Брунер, 1977,с. 102).

Таким образом, основные показатели этой методики, наряду с их традиционным толкованием, косвенно позволяют судить о степени закрытости/открытости ментальных репрезентаций в зависимости от характера интерпретации эмоциогенных ситуаций. О неприятии содержания ситуации (субъективированной форме ее отражения) свидетельствуют, с одной стороны, преобладание препятственно-доминантных реакций (внимание испытуемого при этом приковывается к факту фрустриру-ющего воздействия, однако ситуация препятствия воспринимается либо в искаженном виде как благо, либо наличие фрустрирующего фактора игнорируется по типу «ничего страшного не произошло») и, с другой стороны, интрапунитивные реакции (восприятие ситуации оказывается направленным на самого себя с подчеркиванием своей

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...