Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей с познавательной направленностью личности
Напротив, о принятии всей полноты информации о ситуации (объективированной форме ее отражения) свидетельствует преобладание экстрапунитивных, самозащитных и разрешающих реакций (т. е. тех реакций, которые связаны с осознанием ситуации как фрустрирую-щей, свободным выражением своего осуждения происходящего с открытым проявлением соответствующих эмоций, а также с ориентацией на поиск средств разрешения конфликта).
Результаты и обсуждение
В таблице 25 приводятся коэффициенты корреляции (по Спир-мену) традиционных показателей основных когнитивных стилей с локазателями методики «Волшебник» и методики Розенцвейга.
Как можно видеть из таблицы 25, преобладание объектной познавательной направленности при выполнении методики «Волшебник» предполагает использование более широких категорий, а также более высокую точность перцептивного сканирования (проявление рефлективности).
Таблица 25 Коэффициенты показателей когнитивных стилей с показателями методики «Волшебник» и методики Розенцвейга
Показатели методики -«Волшебник» и методики Розенцвейга |
пг/пнз |
УДЭ/ШДЭ |
И/Р |
Р/Г |
|||
скорость нахождения простой фигуры в сложной |
групп (слова) |
количество групп (точки) |
время первого ответа |
количество ошибок |
величина интерференции т3-т2 |
T2/T1 |
|
Объектная направленность |
.21 |
-.43* |
-.21 |
.20 |
-.46* |
.02 |
.07 |
Субъективно-личная направленность |
.06 |
.21 |
.04 |
-.09 |
.29 |
.23 |
-.21 |
Функциональная направленность |
-.25 |
.48* |
.30 |
.08 |
.15 |
.01 |
.14 |
Е |
-.10 |
-.51** |
-.30 |
.11 |
-.35 |
.14 |
-.28 |
I |
.27 |
.44* |
.43* |
-.11 |
.40* |
.13 |
.17 |
М |
-.20 |
.40* |
.13 |
.07 |
.08 |
-.25 |
.28 |
OD |
.25 |
.71*** |
.53** |
-.04 |
.42* |
.01 |
.32 |
ED |
-.04 |
-.53** |
-.21 |
.01 |
-24 |
.13 |
-.28 |
NP |
-.40* |
-.26 |
.26 |
.14 |
.21 |
.03 |
.12 |
Примечание. Знак « * » характеризует уровень значимости соответствующих коэффициентов корреляции: * — Р = 0,05; ** - Р = 0,01; *** - Р = 0,001; нули опущены.
Что касается выполнения методики Розенцвейга, то для по-ленезависимых испытуемых характерна ориентация на поиск средств разрешения конфликта (в виде типа реакций NP). В свою очередь, лиц, склонных использовать узкие категории, по критерию направленности реакций отличает минимизация признания и осуждения фактора фрустрации (Е), восприятие фрустрирующей ситуации через призму своего «Я» (I) и склонность к ее нейтрализации (М); по критерию типа реакций — фиксиро-ванность на фрустрирующем факторе (OD) и избегание открытого эмоционального реагирования на фрустрирующее препятствие (ED). Характерно, что большая часть значимых связей по стилю УДЭ/ШДЭ приходится на процедуру сортировки слов, что является дополнительным аргументом в пользу особой роли способности к понятийному обобщению относительно построения объективированных ментальных репрезентаций происходящего. Проявления импульсивности (при росте показателя «количество ошибок») сочетаются с восприятием фрустрирующей ситуации через призму своего «Я» (I) и фиксированностыо на фрустрирующем факторе (OD).
Смотрите также
Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...
Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...