Флоран убедительно опроверг френологию, но вопрос локализации функций мозга не был забыт, и другие физиологи вскоре обнаружили, что кора мозга имеет гораздо более высокую степень локализации функций, чем он предполагал. Например, Поль Брока показал, что относительно небольшая область левой лобной доли коры, позже названная его именем, управляет процессом речи. Более подробно о локализации функций мозга вам расскажут на занятиях по физиологии и физиологической психологии.

Бессознательно воспринимаемые сообщения и их предполагаемое влияние на человеческое поведение получили широкую известность в 1950-х гг., когда Джеймс Викари, занимающийся маркетинговыми исследованиями, заявил, что продажи попкорна и лимонада в городе Нью-Джерси сильно возросли после того как в фильм, демонстрировавшийся в городском кинотеатре, были вставлены сообщения с призывами «ешьте попкорн» и «пейте кока-колу». Предполагалось, что пока любители кино были заняты просмотром, на них неявно воздействовали сообщения, которые проходили ниже порога сознательного восприятия, но при этом были доступны для бессознательного. Несмотря на отрицательные результаты всех независимых проверок увеличения продаж и тот факт, что Викари позднее отказался от своего заявления (Pratkanis, Eskenazi, & Greenwald, 1994), защитники «бессознательно воспринимаемых записей» продолжали указывать на данный случай как на «классический» пример действенности таких сообщений. Вскоре были обнаружены и описаны в нескольких ставших бестселлерами книгах Вильсона Кея другие случаи воздействия бессознательных сообщений. Так в «Неосознаваемом соблазне» (Subliminal Seduction, 1973) Кей утверждает, что в рекламе часто используются подпороговые сообщения на сексуальную тему (например, изображение кубиков льда в форме гениталий). Идея состоит в том, что даже если люди не будут сознательно воспринимать сексуальные символы, они уловят их бессознательно. Бессознательное восприятие вызовет половое возбуждение, которое сделает рекламируемый продукт более привлекательным. Отсутствие подтверждений данного эффекта не снизило продаж книг Кея.

В 1980-х гг. в продаже появились «бессознательно воспринимаемые аудиозаписи» для самопомощи. К 1990 г. продажи достигли 50 млн долларов в год (Beyerstein, 1993). Сегодня вы сможете заказать эти записи на многих веб-сайтах или даже найти их в книжном магазине вашего колледжа. Во время прослушивания такой записи обычно слышна успокаивающая музыка или звуки природы (например, шум океана и изредка крики чаек). Неосознаваемые сообщения типа «вы можете сбросить вес» звучат неслышно, но тем не менее предполагается, что они различимы для бессознательного, которое неким неясным образом будет воздействовать на поведение человека. Росту привлекательности этих записей способствует вера покупателей в то, что минимальными усилиями можно добиться значительных успехов в самоусовершенствовании — когда сообщение укоренится в подсознании, человеком начнет управлять влиятельный внутренний голос.

Стратегия продажи «бессознательно воспринимаемых записей» требует, чтобы потенциальный покупатель был убежден в том, что данный подход имеет солидную научную основу. Действительно, проводилось множество научных исследований порогов, и некоторые из них показали, что можно воздействовать на поведение человека с помощью стимулов, лежащих ниже порога сознательного. Например, в исследовании по подпороговому восприятию участникам показывали экран с проецируемым на него словом (например, «дитя»). Слово очень быстро мигало, а его восприятие еще больше затруднялось специальными «маскирующими» стимулами. Все это делало практически невозможным распознавание и называние данного слова участниками. Таким образом, это слово лежало ниже порога сознательного восприятия и воспринималось бессознательно. Далее участникам демонстрировались быстро сменяющиеся последовательности букв. Одни последовательности образовывали слова, другие — нет. Участники должны были как можно быстрее отреагировать на появление нужного слова. Исследователи (например, Marcel, 1983) обнаружили, что слова (например, «ребенок»), семантически связанные с бессознательно воспринятым словом («дитя»), распознавались быстрее, чем другие (к примеру, «гребенка»). «Ребенок» не распознавался быстрее «гребенки», если слово «дитя» предварительно не демонстрировалось для бессознательного восприятия. Иными словами, процесс распознавания слов «подготавливался» предварительными неосознаваемыми стимулами.

Несмотря на это, любые попытки установить связь между данным исследованием и влиянием на поведение «бессознательно воспринимаемых записей» являются необоснованными. Есть очень большая разница между влиянием экспериментатора на распознавание слов и предполагаемым в

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...