В февральском выпуске за 1920 г. «Журнала экспериментальной психологии» (Journal of Experimental Psychology) была напечатана статья «Условные эмоциональные реакции». Хотя методологически статья была довольно слаба (Harris, 1979), она вскоре стала одной из самых цитируемых в литературе. Ее авторами были основатель бихевиоризма Джон Б. Уот-сон и Розали Рейнер - в то время аспирантка Уотсона и в будущем его вторая жена. В исследовании принимал участие лишь один испытуемый - 11-месячный мальчик, которому дали псевдоним Альберт Б. Целью исследования было проверить, можно ли создать у Альберта условную реакцию страха.

Эксперимент с маленьким Альбертом являлся частью программы изучения эмоций. До начала эксперимента было известно, что младенцы «по природе своей» почти ничего не боятся, кроме громких звуков и отсутствия опоры (Уотсон открыл это эмпирическим путем - рис. 2.1). Однако уже в раннем детстве появляется множество страхов: боязнь темноты, пауков, змей и т. д. Будучи бихевиористом, Уотсон считал, что эти страхи являются продуктами жизненного опыта, и хотел увидеть, могут ли искусственно вызванные события повлечь за собой их образование. Рис. 2.1. Стимулы, вызывающие страх у детей

Рис. 2.1. Стимулы, вызывающие страх у детей

Фотографии взяты из видеозаписей, сделанных Уотсоном при исследовании младенцев (в том числе при экспериментах с маленьким Альбертом). Данные кадры опубликованы Уотсоном в его книге «Психологический уход за младенцами и детьми» (Psychological Care of Infant and Child, 1928). Левая фотография показывает, что произошло, когда «неподалеку от головы [ребенка] по стальному бруску ударили молотком» (р. 26). На правой фотографии показана реакция ребенка на «внезапное выдергивание из-под него простыни» (р. 27), т. е. на потерю опоры.

Сначала Уотсон и Рейнер установили, что Альберт не боится белой крысы, но сильно пугается удара молотка по стальному бруску, помещенному рядом с его головой (!). Далее исследователи попытались связать шум с крысой. Вот что произошло при первой попытке: «Белую крысу быстро достали из корзины и показали Альберту. Он попытался дотянуться до нее левой рукой. Как только он коснулся животного, за его головой ударили молотком по бруску. Младенец сильно подпрыгнул, а затем упал вперед и зарыл лицо в матрац» (Watson & Rayner, 1920, p. 4)

После нескольких повторений громкий шум стал не нужен - у Альберта выработалась прочная ассоциация, и он начал бояться крысы. Вследствие обобщения ассоциации на сходные стимулы он начал испытывать страх перед кроликом, меховым пальто и ватой. Несомненно, невозможно призвать Уотсона и Рейнер к ответственности на основании этических норм, опубликованных через 33 года после выхода статьи об экспериментах с маленьким Альбертом. Кроме того, исследователи понимали, что найдутся люди, которые будут возражать против проведения таких экспериментов, и что «на тех, кто занимается подобными исследованиями, лежит определенная ответственность» (Watson & Rayner, 1920, p. 3). Они решили продолжать эксперименты, потому что Альберт выглядел сильным и здоровым ребенком, «в целом невозмутимым и неэмоциональным. Стабильность его состояния была одной из основных причин выбора его в качестве испытуемого . Мы чувствовали, что нанесем ему относительно небольшой вред, проводя подобные эксперименты» (р. 1 - 2). Уотсон и Рейнер также оправдывали свои методы тем, что Альберт приобретет эти страхи в любом случае. «Как только [он] поменяет безопасную детскую комнату на грубую и беспорядочную обстановку» (р. 3), он все равно приобретет их. Наука только немного раньше приведет его к этому результату.

Хотя Уотсон и Рейнер не пытались устранить страх Альберта, несколько лет спустя беседа с Уотсоном, состоявшаяся в колледже Вассар, вдохновила одну из студенток на такой эксперимент. Мэри Кавер Джонс решила показать, что приобретенный детский страх можно ликвидировать. Успешное устранение боязни кроликов у маленького мальчика (Jones, 1924) часто приводят в пример как новаторское применение техники поведенческой терапии, названной «систематическая десенсибилизация».

Страницы: 1 2

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...