Определение понятия «стиль учения»
Во-вторых, все стили учения выявляются с помощью опросников, которые, по мнению ряда авторов, не всегда достаточно надежны и валидны. Самооценочные, т. е. вербально заявленные испытуемым в качестве предпочитаемых, учебные позиции могут существенно расходиться с его предпочтениями на уровне реального учебного поведения.
Эти две частные проблемы заставили некоторых исследователей пересмотреть взгляд на природу стиля учения: отказаться от его трактовки как биполярного измерения и перейти к его анализу как многомерного психического явления, в котором могут быть выделены разные уровни (или типы) стилевого поведения.
Так, Р. Дани, К. Данн и Г. Прайс определили стили учения как способность учащегося взаимодействовать со своим образовательным окружением, которую следует рассматривать в качестве некоторого репертуара поведения, формирующегося на основе одновременного действия пяти факторов. К числу этих факторов относятся:
• физические характеристики учебной ситуации (освещенность помещения, уровень шума, температура, оформление);
• эмоционально-волевые свойства ученика (настойчивость, мотивация, ответственность);
• социоэкономические условия (роль родителей, группы);
• психофизиологические состояния (кинестетические, слуховые, визуальные впечатления, уровень активности в зависимости от времени суток);
• когнитивно-психологические свойства (аналитический/глобальный подход к своему окружению, импульсивность/реф-лелтивность, аналитичность/синтетичность и т. д.) (Dunn, Dunn, Price, 1989JiJ
Л. Карри предложила «трехслойную модель» стиля, попытавшись объединить разные подходы в исследованиях стилей по аналогии с устройством луковицы. Внутренний слой стилевой «луковицы» образуют личностные когнитивные стили, оказывающие влияние на своеобразие познавательной деятельности человека, средний слой — стили как способы переработки информации, и внешний, поверхностный слой — учебные предпочтения (стили учения) (Curry, 1987).
Б. Лу Ливер систематизировала разные типы учебных предпочтений учащихся (предпочитаемые методы обучения, типы учебника, формы предъявления учебной информации и т. д.) с учетом специфики культурной среды (Ливер, 1995).
Ею были выделены два основных подхода к обучению, которые она назвала «западным» и «не западным». Под западным подходом к обучению Ливер имеет в виду традиционную для западной культуры образовательную позицию: ориентацию на логику и порядок, абстрактно-логическую, вербальную форму предъявления информации, последовательный способ мышления. Соответственно, учащиеся с не западным подходом к обучению были отнесены к «группе риска», поскольку для детей этого типа фактически не предусмотрены необходимые условия школьного развития. В таблице 27 приводятся биполярные свойства, различающие учащихся этих двух типов.
Таблица 27
Особенности стилей учения школьников с западным и не западным подходами к обучению (Ливер, 1995)
Западный подход к обучению |
Не западный подход к обучению |
Доминирование левого полушария (словесно-аудиальный стиль) Предпочитают словесные объяснения и контроль своих результатов |
Доминирование правого полушария (визуальный стиль) Предпочитают свободное обсуждение с опорой на целостные представления и элементы искусства |
Контекст-независимость Учебные материалы, предъявляемые вне контекста; контроль в виде вопросов с выбором ответа; заучивание через повторение; математические вычисления |
Контекст -зависимость Математика (химия и т. д.) в окружающем мире; сочинение на свободную тему; самостоятельная работа; не любят заучивания и диктантов |
Усилители Концентрация на различиях, деталях, контрасте; склонность решать задачи |
Усреднители Концентрация на сравнении, поиске общих черт; склонность порождать идеи |
Западный подход к обучению |
Не западный подход к обучению |
Дедуктивный тип мышления Предпочитают правила, обоснования; любят работать с новой дополнительной информацией |
Индуктивный тип мышления Предпочитают примеры, исключения из правил, правила «в действии»; утомляются от объяснений; стремятся к полноте понимания |
Аналитичность Опора на информацию из учебника; ценят возможность анализировать и объяснять заданные материалы |
Синтетичность Изучение оригинальных текстов; ценят общую идею и возможность самим творить и придумывать |
Абстрактный тип мышления Предпочитают лекции и письменные упражнения; легко работают с традиционным учебником |
Конкретный тип мышления Предпочитают экскурсии, метод проб и ошибок; плохо переносят традиционный учебник, «спят» на обычных уроках |
Линейный тип мышления Предпочитают точные последовательные действия; стремятся все разобрать «до косточки», любят порядок; характерна ясная, строгая речь |
Нелинейный тип мышления Предпочитают свободные, неструктурированные ситуации; типичны импровизация, ссылки i на интуицию и необычная форма выражения своих мыслей |
Импульсивность Учатся в быстром темпе; предпочитают быструю смену видов деятельности и работу в группе |
Рефлективность Требуется время на размышления; сосредотачиваются на одной деятельности и предпочитают долгосрочные проекты; любят работать в одиночку |
Смотрите также
Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...
Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...
Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...