Все исследования начинаются с правильной постановки вопроса, и данная глава призвана помочь вам научиться делать это. Глава начинается с описания подходов к классификации исследований и далее развивает идею эмпирического вопроса, намеченную в главе 1. Вы узнаете, как разрабатывать возможные исследования на основе ежедневных наблюдений поведения, теорий и вопросов, оставленных без ответов другими исследованиями. Глава завершается обсуждением PsycINFO — основной информационной базы данных по психологии и практическими советами по ее использованию. Изучив данную главу, вы сможете:

♦ понять разницу и определить значение: а) фундаментальных и прикладных исследований, б) лабораторных и полевых исследований и в) качественных и количественных исследований;

♦ понять, почему правильный эмпирический вопрос предполагает использование операциональных определений;

♦ привести примеры исследований, разработанных на основе ежедневных наблюдений и случайных открытий;

♦ дать определение и охарактеризовать особенности теоретического знания в психологии и показать: а) как теории приводят к эмпирическим исследованиям, б) как результаты исследований воздействуют на теории и в) что теории должны быть продуктивными, простыми и способными к фальсификации;

♦ понять важность вопроса «что дальше?» и значение исследований, одновременно повторяющих и углубляющих оригинальное исследование;

♦ объяснить роль креативного мышления в науке;

♦ использовать базу данных PsycINFO для поиска информации о психологических исследованиях.

На занятиях по исследовательским методам или в качестве самостоятельной работы вас могут попросить придумать идею для исследования. Вы можете ощутить, как свет меркнет у вас перед глазами, и испытать приступ паники. Держитесь, эта глава появилась как раз вовремя. Вряд ли идеи сразу начнут быстро и легко приходить вам в голову, но по крайней мере вы поймете, с чего начать. Но прежде, чем описывать источники идей для исследований, давайте рассмотрим классификацию психологических исследований.

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...