Измерение характеристик поведения считается валидным, если измеряют именно то, что собирались. В ходе оценки восприятия социальной поддержки должно действительно измеряться количество поддержки, которую (по их мнению) получают испытуемые, а не какой-либо другой конструкт. Тест на интеллект должен измерять интеллект, а не что-то иное.

Иногда считается, что измерение обладает определенной валидностью просто потому, что оно представляется разумным. При измерении интеллекта тест с задачами, требующими размышлений, представляется более подходящим, чем тест, в ходе которого участники должны аккуратно проехать на велосипеде между двумя белыми линиями. Это значит, что решение задач и рассуждения имеют большую очевидную валидность для измерения интеллекта, чем езда на велосипеде (которая обладает очевидной валидностью для определения способности к удержанию равновесия). Но конечно, только очевидной валидности недостаточно — тест может выглядеть весьма разумным, но при этом не быть валидным. Большинство опросов, которые публикуются в популярных журналах, попадают именно в эту категорию.

Более строгий вид валидности называется критериальной валидностью. Она показывает: а) можно ли на основании измерения предсказать будущее поведение и б) связано ли это измерение с другими измерениями поведения. Например, чтобы тест на уровень интеллекта был валидным: а) должно быть возможным на его основании предсказать успеваемость ребенка в школе и б) его результаты должны быть сходны с результатами других известных тестов по измерению уровня интеллекта. Валидность названа «критериальной», потому что результаты рассматриваемых измерений сопоставляются с некоторым значением или критерием. В данном примере критериальными переменными являются: а) будущие оценки в школе и б) оценки по существующим тестам на интеллект. Так же как оценка надежности, исследование критериальной валидности корреляционное по своей природе и проводится в первую очередь для оценки психологических тестов. В главе 9 вы снова встретитесь с этим вопросом.

Еще один вид валидности — конструктная валидность — особенно подходит для экспериментальных исследований. Она имеет отношение сразу к двум вопросам: является ли оцениваемый конструкт валидным, а инструмент, с помощью которого производится оценка, — наилучшим. Конструктная валидность тесно связана с сущностью теории, построением гипотезы на основании теории и оценкой теорий, выведенных из результатов исследования. Конструктная валидность как таковая никогда не подтверждается и не разрушается одним исследованием, а также ее невозможно доказать по тем же причинам, но каким невозможно доказать теорию. Уверенность в конструктной валидности растет постепенно по мере получения исследованиями подтверждающих результатов.

Как мы видели, аппарат психологии насыщен конструктами, которые не могут наблюдаться непосредственно, — такими понятиями, как голод, тревожность, интеллект, депрессия, воспринимаемая социальная поддержка, объем внимания и т. д. Так как эти конструкты являются гипотетическими, их наличие может быть выведено только из специально проведенных измерений. Исследование, в котором проводится измерение конструкта определенным образом и которое дает ранее предсказанные результаты, подтверждает не только сам конструкт, но и инструмент, использованный для его измерения.

Пример 3. Конструктная валидность

Для примера конструктной валидности рассмотрим серию исследований, проведенных Уолтером Мишелем — ученым, занимающимся психологией личности, — и его коллегами. Мишель интересовался вопросом, почему дети бывают нетерпеливы, почему они иногда хотят чего-то «прямо сейчас» и почему им трудно ждать. Мишель придумал конструкт, который назвал «задержка удовольствия» и попытался разработать для него подходящий способ измерения. Его исследовательская программа показала, что задержка удовольствия валидна как конструкт и соответствует общей когнитивно-социальной теории личности, а также валидность разработанных им измерений.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...