Интерес к меметике расширяет горизонты рациональности и позволяет с большей конкретностью понять онтопсихологию.

Слово «мем» можно возвести к французскому "moi тёте" («я сам», «равное для равного») или же к греческому («имитировать», «подражать»).

Мем — это элементарная единица информации, способная повторять себя, множиться, в параллельных или подобных друг другу системах; единица, предназначенная устанавливать бесконечные соединения.

Мем — это единица культуры, нечто вроде энграммы*, составляющей память по такому же принципу, по которому одно слово вызывает другие, влечет за собой комплексы воспоминаний и информации.

По сути, это логико-теоретическое образование, противоположное гену как элементарной биологической единице.

Ген обладает собственной жизнью и автономной эволюцией. Напротив, мем всегда надстраивается на генетическую органику. Следовательно, это информация, опирающаяся на другую, генную информацию.

Меметика — это наука, предметом изучения которой являются феномены живущих идей или мемов, а также политических идей, моды, легенд метрополий и многого другого с привлечением знаний из таких наук как биология, психология и когнитивизм. В настоящее время возникла новая форма когнитивизма, неизвестная самим когнитивистам.

Строго говоря, что же такое мем? Поскольку мем исследуется междисциплинарной наукой, существует множество его дефиниций, но, пожалуй, наиболее исчерпывающим определением будет следующее.

Мем — это некая идея, которая попадает в приютивший ее головной мозг и влияет на последующие события так, чтобы создавать копии себя самой, подключающиеся к другим умам. Сходство мема и гена совсем не случайно. Ten — это пройденный этап; ДНК — устарелая реальность. Сегодня по всему миру шествует другая «копия», которая никогда не видела прототип или, иначе, не была сличена с оригиналом. Оригинала просто не существует; он логически выдуман с целью установления и сохранения некоей оперативной системы.

Ген — это форма или структура единства действия, обеспечивающая передачу биологической памяти. Однако для данной передачи требуется много времени: человек должен вырасти, совокупиться с другим человеческим существом и еще неизвестно, произойдет ли зачатие. При передаче памяти с помощью гена проходит слишком много времени, тогда как мем позволяет распространить определенную форму действия за один миг.

Действительно, если ген является базовой единицей передачи биологической копии, то мем выполняет ту же функцию, но только в деле распространения культуры и отвечает сходным с генетическими законам, в частности закону эволюции и выживания наиболее приспособленных существ: побеждает носитель лучших мемов, а не обладатель лучших гениталий.

Только самые сильные, быстро размножающиеся живые существа могут надеяться на выживание. Аналогично, наибольшее распространение получают легко запоминающиеся идеи, тогда как идеи, менее запоминающиеся должны еще отстоять свое право на существование. Библия строится на литаническом повествовании, на молитвенных распевах, на устном пересказе, по сей день задающем ритм занятий в еврейских школах. Никуда не исчезают колыбельные песни. В культуре всего человечества присутствует элементарная мемическая культуpa, основывающаяся на нескольких пословицах и поговорках, с помощью которых очень просто передать знания от одного народа к другому.

Таким образом, ум большинства человеческих существ можно сравнить с постоялым двором мемов, поэтому мы можем говорить не о креативности и онто Ин-се, а только о вынужденном повторении мемов.

Уже много лет назад в своих книгах я писал о том, что реинкарнация стереотипов от поколения к поколению происходит через головной мозг с высокой скоростью. Человеческие существа привечают в своем уме эти стереотипы, которые в те времена я не мог называть мема-ми, поскольку они еще не были «узаконены».

Рефлективная матрица задает предрасположенность к созданию структуры стереотипов; она внедряет определенный код, и на его основе складывается стереотип. Как только рефлективная матрица человека приводится в действие, он вынуждается действовать с логикой, соответствующей вмонтированным в него мемам. Стереотип — это занудство мемов. Стереотип идентифицирует ситуации. Вслед за этим субъект выбирает, подходя к ситуации в соответствии с тем, как она отобрана, избирательно представлена стереотипом, а не какова она на самом деле: происходит комплексуальный тематический отбора (или отбор, производимый доминирующим мемом).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...