В апрельском номере за 1958 г. журнала «Сайентифик америкэн» была напечатана примечательная статья, озаглавленная «Язва у "исполнительных" обезьян». В ней описывались эксперименты Джозефа В. Брэди из Военного исследовательского института Уолтера Рида. Заинтересованный военными исследованиями, показавшими взаимосвязь между желудочной секрецией солдат во время медицинского осмотра и последующим развитием язвы желудка, Брэди решил исследовать взаимосвязь между эмоциональными и физическими расстройствами путем изучения эмоционального поведения обезьян, принадлежащих к виду макак-резус. К глубокому сожалению ученого, многие из обезьян умерли, а вскрытие показало, что большинство из них страдали язвой желудка. В основном эти обезьяны использовались для формирования у них условного избегания. В ходе эксперимента их пристегивали к специальным стульям, позволяющим реагировать на идущий к ступням электрический разряд только нажатием рычага.

Брэди предположил, что развитие язвы могло быть связано или с повторяющимся разрядом, или со стрессом, вызванным процедурой выработки условного избегания. Чтобы выявить возможность развития язвы из-за воздействия электрического разряда, применив метод фальсификации, ученый разработал особый эксперимент. Он поместил двух обезьян на соседние стулья; одна из них, «исполнитель» (обратите внимание на аналогию с вечно занятым и испытывающим стресс исполнительным директором), могла избегать разряда, подаваемого каждые 20 секунд, нажав на рычаг в промежуток между двумя разрядами. У контрольной обезьяны рычаг не работал, и она испытывала разряд каждый раз, когда управляющая обезьяна пропускала 20 секунд и получала разряд. Таким образом, обе обезьяны испытывали разряд одинаково часто, но только одна из них могла контролировать ситуацию. Так продолжалось в течение 6 часов, а затем следовал 6-часовой отдых. Далее, через 24 часа эксперимент возобновлялся - проводились две попытки по 6 часов с двумя периодами 6-часового отдыха (при этом обезьяны ни разу не покидали стульев).

Через двадцать три дня (!) обезьяна-исполнитель умерла, после чего обнаружили, что у нее была язва желудка. У контрольной обезьяны язва не была обнаружена. Брэди повторил эксперимент с другой парой обезьян и получил те же результаты. В дальнейшем он привел отчет об исследовании с четырьмя парами животных (Brady, Porter, Conrad & Mason, 1958), в котором сделал вывод, что психологический стресс, вызванный ситуацией, когда приходится управлять не только собственной судьбой, но также и судьбой подчиненного, может привести к проблемам со здоровьем, в данном случае к язве желудка. Догадываетесь, почему армия профинансировала это исследование?

Описание данного исследования было приведено во многих учебниках по общей психологии, а публикация в «Сайентифик америкэн» привлекло к нему еще большее внимание. Однако тщательное изучение использованного Брэди метода показало, что в нем имело место осложнение из-за процедуры выбора субъектов. Брэди разделил обезьян на две группы не случайным образом, а на основании того, как быстро они освоили процедуру избегания. Сначала все восемь обезьян испытывались как исполнители, а затем те, которые реагировали быстрее, были сделаны исполнителями на время эксперимента. Брэди не знал, что животные различаются по присущей им эмоциональности и более эмоциональные быстрее реагируют на болевое воздействие, поэтому он невольно сделал исполнителями более эмоциональных животных (т. е. предрасположенных к язве желудка), а более спокойных поместил в контрольные условия.

Первым на эту проблему указал Вейсс в 1968 г. Его исследования с крысами были лучше организованы (например, Weiss, 1977) и показали результаты, противоположные результатам Брэди. Как вы узнаете из рассказа об эквивалентных контрольных группах в главе 7, Вейсс обнаружил, что язва развилась у меньшего количества животных, имеющих возможность контролировать электрический разряд, и у большего количества животных, не имеющих такой возможности.

Еще один аспект исследования Брэди, который вы, вероятно, уже отметили, заключается в том, что сегодня Комиссия по использовани

Страницы: 1 2

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...