Если в эксперименте принимает участие небольшое количество испытуемых, случайное распределение не всегда помогает создать эквивалентные группы. Приведем пример, который покажет, как это может быть. Возьмем рассмотренное ранее исследование влияния скорости показа слов на их запоминание и допустим, что изученные вами данные получены при использовании случайного распределения, т. е. что в каждую группу попало по пять спокойных и три тревожных испытуемых. Однако возможно, что в результате случайного распределения все шесть тревожных участников окажутся в одной группе. Это маловероятно, но все же может произойти (так же как возможно, что обычная монета упадет решкой вверх 10 раз подряд). В таком случае результаты могут быть следующими8: Такие результаты, конечно, существенно отличаются от первого примера. Исследователь

Такие результаты, конечно, существенно отличаются от первого примера. Исследователь не сможет отвергнуть нулевую гипотезу (17=17) и заключить, что запоминание улучшается при более низкой скорости показа слов (как в предыдущем примере). Он будет весьма удивлен происходящим, ведь участники были отобраны случайным образом, а его прогноз о том, что запоминание улучшится при более низкой скорости показа, определенно имеет смысл. Так что же было неправильно?

Произошло то, что случайное распределение «случайно» привело к созданию двух неэквивалентных групп: одной, состоящей исключительно из спокойных людей, и второй, членами которой стали преимущественно тревожные люди. Возможно, при показе слов по 4 секунды действительно улучшается запоминание, но в данном исследовании разница стерлась, так как среднее арифметическое для группы, в которой скорость показа составила 2 секунды, выросло, поскольку оценки спокойных участников были относительно высоки, а его значение для группы, где скорость показа была 4 секунды, уменьшилось под влиянием тревожности. Другими словами, неудавшаяся попытка создать эквивалентные группы с помощью случайного распределения привела к ошибке 2-го типа (в действительности скорость показа влияет на запоминание, но в данном исследовании не удалось это обнаружить). Еще раз отметим, что вероятность создания эквивалентных групп с помощью случайного распределения возрастает с увеличением размера выборки.

Решить проблему эквивалентных групп в подобной ситуации можно с помощью процедуры уравнивания. При уравнивании испытуемые группируются по принципу обладания какими-либо особенностями (например, в зависимости от уровня тревожности), а затем случайным образом распределяются по разным экспериментальным группам. В рассмотренном выше исследовании памяти «уровень тревожности» можно назвать переменной уравнивания. У участников эксперимента с помощью надежного и валидного теста определят тревожность, имеющих сходные оценки людей объединят по парам, а затем одного из них случайным образом определят в группу со скоростью показа 2 секунды, а другого — в группу со скоростью показа 4 секунды. В табл. 6.2 показано, как проводить уравнивание для эксперимента с двумя группами.

Таблица 6.2

Использование процедуры уравнивания

Руководитель исследования с двумя группами, посвященного способности к решению задач, хочет узнать, коррелируют ли академические навыки участников с решением задач, поставленных в ходе эксперимента, В эксперименте участвуют студенты колледжа, поэтому исследователь решил уравнять две группы по среднему показателю успеваемости (СПУ). Для создания групп, эквивалентных по академическим способностям участников, которые отражены средним значением СПУ, необходимо выполнить следующие действия:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...