От людей, участвующих в психологическом исследовании, также нельзя ожидать, что они будут действовать как машины. Они — люди, которые знают, что участвуют в эксперименте. В процессе получения обоснованного согласия им рассказали о сути экспериментов, но если в исследовании используется мистификация, то участники будут знать, что всех подробностей эксперимента им не сообщили. Более того, даже если мистификация не используется, испытуемые могут не поверить этому, ведь они участвуют в «психологическом эксперименте», а разве психологи не заняты постоянным «анализом» людей? Таким образом, можно сказать, что искажение, вносимое испытуемыми, зависит от ожиданий участников и от того, как они представляют свою роль в исследовании. Если на поведение испытуемого влияет знание того, что идет эксперимент и его участие важно для успеха исследования, возникает хоторнский эффект, названный так в честь известного исследования, посвященного производительности труда. Понять происхождение этого термина вам поможет вставка 6.2. Вас может удивить, что большинство историков считают, что хоторнский эффект назван неверно, а данные оригинального исследования были сильно искажены по политическим причинам.

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...