В настоящей главе я представлю критическое отличие онтопсихологического мировоззрения от воззрений остальных традиционных наук (математики, физики, медицины, музыки и т.д.). В связи с этим мне хотелось бы вернуться к старой теме, имевшей огромное значение для западной культуры в период 1910-1940 годов, когда Первая мировая война продемонстрировала философам и ученым, что человечество вступило на путь самоуничтожения. Если в древности, а также в средние века, вплоть до 1400-1500 гг., войны вспыхивали на почве религиозных различий, то последние две войны развернулись между «братьями во Христе». Мы, западные люди, воспитанные преимущественно в духе христианской культуры, в конечном счете, сублимировали искусство агрессии.

Необходимо критически пересмотреть всю эпистемологию нашей науки . После двух тысячелетий истории и научного становления мы привели человека к истреблению, натравили людей друг против друга. Это можно объяснить различными причинами, но главная заключается в том, что человек — независимо от своей религиозной, философской, научной правды и от своих мнений — шизофреничен по отношению к реальности самой по себе: он отстранен от управления явлениями в их сути, от осознания того, как устроен факт этого мира.

Ученый, чей критический взгляд направлен на те два тысячелетия, в результате которых разразился кризис Запада, приходит к заключению, что человек не владеет реальными расчетами, которые уравновешивают меру всех диалектик и способов человеческого мышления. Я не говорю, что церковь, математика, физика и т.д. ошибаются. Я утверждаю, что есть нечто, ускользающее от понимания человека, потому что ни один человек не может выдвинуть закон или науку, убийственные для него.

Критический маршрут рациональности нарушен вследствие потери контакта с онтическо-экзистенциаль-ным моментом, благодаря которому человек существует: деятельность сознания проходит одним способом, а бытие определяется другим. Целью моего исследования было восстановление онтического момента в человеческом сознании.

Практика многолетних исследований в области человеческой рациональности, именуемых мною «онтопси-хология», мотивируется извечной проблемой — познанием человека.

Будучи еще подростком, я постоянно участвовал во всевозможных дискуссиях, что, по-моему, было нормально, но достигнув высот в рамках человеческого знания, в особенности философского, я понял, что никто из Учителей — ни итальянских, ни американских, ни восточных, да и вообще человеческих — не обладает той страстной уверенностью, к которой я стремился с детства. Я понял, что проблема Аристотеля и Платона, стоиков и риториков, Августина, Бэкона, Декарта, Канта — экзистенциальна проблема — оставалась по-прежнему открытой.

Крайний вывод, который я сделал, был следующим: если человек неточен в познании, то он не может предписывать мораль или закон; если человек не располагает очевидностью своих утверждений, он теряет полномочия координировать вещи и явления.

Я поставил перед собой следующий вопрос: если человек не уверен даже в своих высших знаниях, то возможна ли вообще истина? Способен ли человек постичь истину?

История всей философии вплоть до настоящего времени завершается открытой проблемой. До тех пор пока не доказано обратное, философия продолжает считаться вершиной человеческой мысли. Но тогда возникает вопрос, можно ли считать математику, физику, химию, геометрию точными науками, если они созданы человеком, который, в конечном счете, неуверен в себе?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...