Гуссерль утверждал, что только психология способна найти путь к жизненному миру. Конечно, для этого необходимо осуществить различные эпохе, преодолеть всевозможные состояния сознания. Мысли моего сознания есть феноменология, но не истина: это зеркало, в котором отражаются различные части моего существования, но я знаю, что представляю собой нечто гораздо большее. Мое сознание управляет отражением, показывающим мне различные направления, но не мою реальность.

Это как в системе Аристотеля: для постижения субстанции сначала необходимо преодолеть акциденции и прийти к той простоте, благодаря которой данная вещь существует и без которой ее нет. Если отрезать мне руку ногу или волосы, я по-прежнему останусь человеком. Следовательно, необходимо преодолеть различные эпохе, или, согласно Аристотелю, акциденции, для достижения субстанциального единства, или, по системе Канта, — превзойти всевозможные феномены для достижения ноумена (говорится об одной и той же реальности, пусть и на разных языках).

Современный научный взгляд дает нам формально точные правила, но они не совпадают с самодвижением природы, бытия. Мой мозг может начать ту или иную игру подобно партии в карты. Он устанавливает правила поведения, но при этом опирается на гипотезу и не отталкивается от очевидности.

Ни одна наука не исходит из очевидности: в этом и заключается кризис наук. Медицина не знает, что такое здоровье, математика не может с очевидностью обосновать данность точки, физика — кванта, музыка не ведает, какое созвучие раскрывает эмоционально-эстетическую трансцендентность и т.д.

Что такое очевидность? Ты знаешь, что существуешь, это очевидно; не знаешь, каким образом, но существуешь. Я говорю об очевидности столь же сильной, с какой человек знает, что существует. Ни одна наука не обладает столь явной и четкой отправной точкой, как этот факт, однако осознание собственного существования представляет собой онтическое откровение — откровение, которое бытие дает существованию; это знание исходит не из сознания, а из внутреннего факта существования.

Сутич в свое время высказался о необходимости такой психологии, которая смогла бы прикоснуться к бытию, предположив, что именоваться она должна «онтоп-сихологией» .

Как исследователь, становясь философом или теологом и сохраняя в своей основе всевозможные социальные стереотипы, может продемонстрировать ясность и исключительный блеск ума? Конечно, прежде всего, мыслителю необходимо откорректировать себя, вернувшись к простоте истины в том виде, какой ее создает жизнь.

Мысли Гуссерля оказали на меня значительное влияние, но прийти к решению я смог не потому, что изучал Гуссерля, а благодаря своей клинической практике: всякий раз, когда передо мной оказывался больной человек, я должен был найти способ его вылечить. Онтопси-хология рождается из внутренней очевидности успешной клинической деятельности. Получая позитивные психотерапевтические результаты (после четырех-пяти консультаций человек выздоравливал), я начал анализировать свои действия и изложил в виде теории клинический опыт, наглядно представленный фактами. Я понял, что нащупал путь, предвосхищенный Гуссерлем, который искали в психологии. Однако в онтопсихологии присутствует то, что враждебно встречается современным миропониманием, а именно: чтобы понять жизненный мир и то, как бытие управляет нами, мы должны произвести метанойю .

Говоря о людях, мы ведем разговор о душах, а они таковы, какими их интенционирует дух. Душа — это момент духа как формального действия. Мы, ученые, должны проявить смирение перед чудом сотворенного природой человека. Появлению книг, библий, институтов предшествует живая книга — человек, и мы не можем неволить идеями ту «закваску», которую представляет собой человек как явление акта жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...